Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Тут дело чистое: приобрел на аукционе»: Почему что-то пошло не так у нового собственника автомобиля

19 августа 2024

Зачем люди покупают транспорт банкротов, автомобили в залоге, арестованное движимое имущество и прочий конфискат? Электронные публичные торги, прозрачные сделки, и главное - цены ниже рыночных. На таких покупках можно сэкономить 20-30 % от их реальной стоимости, а, если повезет, значительно больше. Поэтому и охотников хватает. Однако все преимущества купленного на аукционе авто мгновенно забываются, когда добросовестный приобретатель вдруг осознает (хотя, казалось бы, должен был взвесить риски), что не может использовать его как средство передвижения.

Чаще всего потому, что не удается снять запрет на регистрационные действия, из-за чего новому владельцу даже не поставить машину на учет в ГАИ. Именно с такой проблемой к Уполномоченному по правам человека в Петербурге обратился Александр С. До этого он в течение трех месяцев (16 раз!) пытался сам решить проблему, но по непонятным причинам не нашел взаимопонимания с судебным приставом-исполнителем. Пришлось подключать тяжелую артиллерию (зачеркнуто) Светлану Агапитову.

190824_залог_авто.jpeg


Покупка кроссовера 2018 года выпуска стала первым (вероятно, и последним) опытом участия Александра С. в торгах, на которых реализуется арестованное имущество должников. Машина понравилась, цена устроила. И решение было принято.

Неопытного покупателя не смутило, что у него был минимум информации об автомобиле. Не остановило его и незнание механизма снятия наложенных судебными приставами ограничений на залоговое имущество, и то, что в любом механизме случаются сбои…

Александру было достаточно сведений, что есть вступившее в силу и не обжалованное судебное решение о расторжении кредитного договора между банком С и гражданкой В. Взыскание на заложенное имущество (автомобиль Х) обращалось путем его продажи с публичных торгов. Истцу был выдан исполнительный лист, возбуждено производство. Затем судебный пристав-исполнитель передал автомобиль организатору торгов. В мае этого года по результатам аукциона его победителем, собственно, и стал Александр С.

Он произвел оплату «в полном объеме и в установленные сроки», подписал договор купли-продажи арестованного имущества, после чего ему был передан автомобиль Х. И тут добросовестный приобретатель имущества должника, на которое было обращено взыскание в рамках исполнительного производства, выяснил, что требуется снять ограничения на регистрационные действия, наложенные в рамках как минимум восьми исполнительных производств. Как позже выяснили юристы аппарата Уполномоченного по правам человека, исполнительных производств было не 8, а 22. Александру еще повезло, что все они были в Петербурге, а не в разных российских регионах.

Разумеется, информация о запрете на регистрационные действия с автомобилем была в распоряжении Госавтоинспекции, что не позволило новому собственнику исполнить свою обязанность по постановке принадлежащего ему транспортного средства на учет и… управлять им без нарушения норм КоАП РФ.

По каждому ограничению, которое Александр С. нашел на официальном сайте ГАИ, он подал отдельное ходатайство судебному приставу-исполнителю с просьбой снять запрет. Два были удовлетворены, остальные по неизвестным причинам «просто остались без рассмотрения».

В течение трех месяцев 16 попыток Александра достучаться до пристава-исполнителя и его начальства через личный кабинет на Госуслугах успехом не увенчались, о чем он пожаловался Светлане Агапитовой и попросил ее о содействии.

«Судебный пристав-исполнитель Красносельского районного отдела ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу продолжает незаконно удерживать запрет на регистрационные действия с автомобилем, достоверно зная о переходе права собственности ко мне на законных основаниях, – было написано в заявлении Уполномоченному. – Прошу Вас принять меры по пресечению ущемления меня в правах собственности на автомобиль! Прошу также не перенаправлять мое обращение руководству Красносельского РОСП, которому ситуация известна, но так и остается без внимания по настоящее время».

Светлана Агапитова обратилась в защиту прав Александра к главному судебному приставу города Анне Лашковой, после чего неопытному участнику торгов улыбнулась удача.

«Меры принудительного исполнения в виде запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства X отменены», - проинформировали Александра в отделе по работе с обращениями ГУ ФССП.

Комментарий Светланы Агапитовой


«Мы с коллегами из Главного управления ФССП посмотрели на электронном сервисе ГАИ «Проверка автомобиля», что запретов на регистрационные действия с машиной Александра теперь действительно нет. Так что смело можно ставить ее на учет и ездить.

Непонятно только, почему без нашего с Анной Евгеньевной вмешательства нельзя было снять ограничения… Тут и человеческий фактор, и медленное обновление электронных баз, и больше двух десятков исполнительных производств. Надеюсь, в Красносельском районном отделе судебных приставов оргвыводы будут сделаны.

Но вся эта нелепая, на первый взгляд, ситуация – повод еще раз хорошенько подумать, прежде чем участвовать в аукционах залогового имущества. Риски могут быть несопоставимы с экономией. В случае Александра она, кстати, была очень небольшой. Зато впечатлений от взаимодействия с приставами новый собственник автомобиля должника получил много. И еще легко отделался».

 


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00