И снова рубрика «Удивительное рядом», в которой пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Петербурге Светланы Агапитовой собирает правдивые истории из обращений граждан, в которые верится с трудом. На этот раз рассказываем, как едва не погибший в аварии водитель транспортной компании три года добивался обеспечения по социальному страхованию. И наконец добился, не без участия юристов аппарата Уполномоченного.
«Ничего не добиться»
Осенью прошлого года Светлана Агапитова получила обращение от Анны Б. В нем петербурженка через запятую перечисляла обрушившиеся на ее семью несчастья. Чувствовалось, что она старалась приводить только факты, а между строк читался отчаянный крик о помощи.
Вот история Анны от первого лица с некоторыми сокращениями:
«Мой муж Дмитрий Б., 1984 года рождения, в 2021 году попал в аварию, получил такие травмы, что до сих пор не может восстановиться - постоянные операции, дорогостоящее лечение. Он работал в транспортной компании водителем, на его машину с другой слетели противовесы…
Пока муж в крайне тяжелом состояние лежал в больнице его уволили, работодатель сначала составил акт о групповом несчастном случае и направил извещение в Соцфонд, а потом его отозвал. Мужу отказали в выплатах и обеспечении по социальному страхованию. Трудовая инспекция не дала ни одного ответа на наши обращения.
Мы лишились нормальной жизни и средств к существованию, так как муж был единственным кормильцем. Мы – это семья с двумя детьми, девочка - совсем малышка. Я была с ней в декретном отпуске, сейчас встала на биржу.
Долги по квартплате, аресты карт. Приходили уже двое из компании, которой их продали, по телефону теперь угрожают, даже ребенку звонили.
Врачи говорят, что муж может вообще лишиться ноги. Назначили вот новый препарат, который стоит почти 200 тысяч на полный курс. Хорошо, что помогают ребята с работы мужа на его лечение.
А виновник аварии до сих пор не установлен, работодатель кинул, и ничего не добиться».
Страховой или нестраховой случай
Чтобы помочь семье, нужно было сначала выяснить по какой причине Дмитрию отказали в обеспечении по социальному страхованию. И юристы аппарата Уполномоченного выяснили.
В мае 2021 года в Отделение Социального фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОСФР) поступило извещение о групповом несчастном случае, произошедшем с Дмитрием в период работы в транспортной компании. Однако в августе того же года компания-страхователь отозвала данное извещение в связи с тем, что пострадавший работал на основании не трудового, а гражданско-правового договора, который, по оценкам работодателя, не подпадает под действие пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В ОСФР с правовой позицией страхователя согласились и отказали Дмитрию в социальной поддержке.
В аппарате Уполномоченного же, напротив, такое решение, мягко говоря, не поддержали. Изучив предоставленные женой Дмитрия документы и свидетельства его коллег, наши юристы рекомендовали установить факт трудовых отношений и несчастного случая на производстве в судебном порядке. Что и было сделано.
Соответствующее решение Дзержинского районного суда по иску Дмитрия Б. об установлении факта несчастного случая на производстве поступило в ОСФР, но там по неизвестным причинам не спешили назначать пострадавшему обеспечения по страхованию.
Светлана Агапитова поинтересовалась у руководства отделения об этих причинах и получила следующий ответ:
«Отделением направлен запрос страхователю о предоставлении документов, касающихся трудовых отношений с Б. Также Отделение планирует обжаловать решение суда».
Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции состоялось в феврале 2024 года. Решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения. В марте дело вернули из вышестоящей инстанции в районный суд. А в ОСФР все не проводили экспертизу несчастного случая на предмет отнесения его к страховому. И Светлана Агапитова вновь обратилась в защиту прав Дмитрия к управляющему региональным отделением Социального фонда. На этот раз более чем результативно.
Экспертизу провели и признали несчастный случай, в результате которого Дмитрий получил увечья, страховым. Пострадавшему назначили единовременную и ежемесячные страховые выплаты, а после того, как в ОСФР поступили сведения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 80 % пересчитали размер выплат с зачетом срока за пропущенный период. Ему также выплачено пособие по временной нетрудоспособности.
В настоящее время выплаты произведены в полном объеме. В ОСФР Дмитрию разъяснили, как можно получить компенсацию за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты и технические средства реабилитации, и все остальные меры поддержки в рамках социального страхования. Часть рекомендаций была воспринята – Дмитрий обратился в ОСФР с заявлением о предоставлении ТСР.
По всем рекомендованным Дмитрию в соответствии с программой реабилитации изделиям и приспособлениям уже приняты положительные решения. Главное на сегодняшний день ТСР, которое ждет пострадавший водитель – это автомобиль с адаптированным управлением (без участия правой ноги, которую спасти не удалось).
В ОСФ Светлану Агапитову заверили, что проводят работу по организации закупки автомобиля и других необходимых Дмитрию ТСР.
«Обеспечение застрахованного находится на особом контроле в Отделении», - ответили Уполномоченному.
«Мы с коллегами тоже будем контролировать этот процесс, ведь заключение государственных контрактов – дело небыстрое, - прокомментировала ответ Светлана Агапитова. – Надеюсь, обеспечение средствами реабилитации поможет Дмитрию быстрее восстановиться, а его семье - вернуться к нормальной жизни».