Может ли у одного человека появиться сразу несколько СНИЛСов? Оказывается, может. Вот только для владельца такое «богатство» - не повод для радости. Потому что последствия могут быть весьма серьезными. У многодетной матери Веры Ивановой* много лет не было СНИЛСа вообще. Теперь индивидуальных лицевых счетов – два, а больничных и прочих социальных выплат – ноль. С этой проблемой женщина пришла к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
Раньше Ивановы жили в другом регионе. В 2016 году, когда Вера пошла устраиваться на работу, ее попросили предъявить СНИЛС. Нужного документа у женщины не оказалось, поэтому работодатель взял оформление недостающего документа на себя.
Электронный СНИЛС появился в документообороте только с 2019 года. Тогда речь еще шла о классическом бумажном свидетельстве зеленоватого цвета. Вот только данный документ на руки Вера не получила – даже при увольнении. И номера лицевого счета выяснить не сумела.
После переезда в Санкт-Петербург женщина попыталась восстановить учетную запись. Однако электронный след документа обнаружить не удалось, поэтому Вере завели новый СНИЛС. Первое время всё шло гладко, а с 2021 года начались проблемы: «При официальном трудоустройстве мои данные «задваиваются». Я перестала получать оплату по больничным листам. Мне не приходят выплаты на детей. А самое неприятное – я не могу распоряжаться средствами материнского капитала…», - рассказывает многодетная мама.
Как выяснилось, женщина стала «счастливым обладателем» не одного, а сразу двух материнских сертификатов – наличие документов выявлено одновременно на обоих индивидуальных лицевых счетах гражданки Ивановой в системе российского пенсионного страхования. Вот только финансового благополучия это не прибавило - семья не может воспользоваться ни одним из них. В итоге, Ивановы, планирующие решить жилищный вопрос, уже несколько лет вынуждены откладывать приобретение квартиры.
«Я обращалась в Пенсионный фонд 12 раз, и каждый раз меня просят прийти и написать новое заявление. Считаю это изощренной формой издевательства!», - возмущается Вера Иванова и просит Уполномоченного помочь разрешить эту неоднозначную ситуацию.
Светлана Агапитова направила письмо руководству отделения Социального фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, чтобы выяснить, почему многократные обращения женщины не привели к положительному результату и какие действия предприняты для установления корректных данных СНИЛС заявительницы.
В Социальном фонде подтвердили: от гражданки Ивановой действительно поступали заявления об объединении лицевых счетов, открытых на одно застрахованное лицо. Но решение вопроса уперлось … в материнский (семейный) капитал. Семья не может дважды воспользоваться данной мерой государственной поддержки. А аннулировать лишний сертификат, выданный по ошибке, весьма проблематично.
Чтобы разрубить этот гордиев узел, отделение Социального фонда направило в районный суд исковое заявление о признании одного из электронных документов маткапитала недействительным. А до тех пор с упразднением лишнего СНИЛСа и решением жилищного вопроса придется подождать…
Светлана Агапитова: «Руководство Фонда сообщило, что работа по объединению сведений на одном лицевом счете Веры Ивановой уже завершена, в Федеральный регистр внесен актуальный СНИЛС. Теперь, наконец, женщина сможет получать все полагающиеся ей социальные выплаты и распоряжаться средствами материнского капитала.
Ситуация, в которой оказалась наша заявительница, не часто, но возникает. Например, если при смене паспорта вместо обмена СНИЛС была оформлена анкета с новыми персональными данными. Или гражданин не предоставил документ в отдел кадров, а работодатель, руководствуясь инструкцией, оформил на сотрудника новый номер для выплаты страховых взносов.
Социальный фонд России регулярно отслеживает множественную регистрацию. Но если гражданин сам обнаружил у себя несколько СНИЛСов, следует не затягивать, а сразу же заявить об этом во избежание дальнейших недоразумений».
*Данные изменены