Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Устранен барьер в реализации бездомными права на жилище – 5 последних лет регистрации в Петербурге

29 августа 2024

В Административный регламент Жилищного комитета Санкт-Петербурга по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, внесены изменения, которые устраняют непреодолимый для большинства бездомных барьер в реализации их права на жилища. Это было неправомерное требование о подтверждении места жительства в городе за последние пять лет. Уполномоченный по правам человека Светлана Агапитова добивалась его отмены полтора года. В Жилищном комитете с доводами правозащитницы согласились только тогда, когда получили представление городской прокуратуры. 

Ценз оседлости для всех и дополнительные ограничения для бездомных

Под термином ценз оседлости понимается требование постоянного проживания в стране или ее конкретной местности определенной длительности. В жилищных правоотношениях условие длительности постоянного проживания в том или ином населенном пункте обуславливает возможность принятия на учет для предоставления жилой площади за счет бюджетных средств.

Проблема легитимности установления органами власти субъектов РФ ценза оседлости неоднократно была предметом законодательных дискуссий и судебных разбирательств. Однако Конституционный Суд в определениях от 09.04.2002 № 123-О, от 23.01.2003 № 17-О, от 04.03.2004 № 80-О высказался, что данные организационно-учетные требования не могут рассматриваться, как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27 и 40 Конституции Российской Федерации.

И в Санкт-Петербурге, как и в других российских субъектах, при постановке на жилищный учет установлено условие длительности постоянного проживания. В нашем городе на такой учет принимаются граждане, проживающие здесь в общей сложности не менее 10 лет.

Основания для признания граждан (в т.ч. лиц без определенного места жительства) нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и принятия на жилищный учет установлены статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», а также Административным регламентом Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Именно из-за требований Административного регламента, дополнительно ограничивающих права граждан без определенного жительства на постановку на жилищный учет (пункты 2.6.1.1 и 2.6.1.3), за помощью к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге обратилась Русалина Л.  Ограничения эти заключались в предоставлении сведений о месте жительства заявителя и членов его семьи за пятилетний период, предшествующий обращению о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Случай Русалины Л.

«Я родилась в Ленинграде, выросла в Санкт-Петербурге… Так сложились жизненные обстоятельства, что я стала многодетной матерью-одиночкой, воспитываю четверых детей, своего жилья и постоянной регистрации у нас нет, скитаемся по друзьям и знакомым, - написала Русалина Светлане Агапитовой. -  Чтобы получать медицинское обслуживание себе и детям, я была вынуждена приобретать регистрацию. В 2023 году нас зарегистрировали в Центре учета и социального обслуживания граждан РФ без определенного места жительства, после чего я обратилась в администрацию Красносельского района с заявлением о принятии на жилищный учет и… Получила отказ. Причина в том, что за последние пять лет у меня и детей имеются периоды, когда мы нигде не были зарегистрированы. А это было связано с ковидом, которым я болела, отсутствием денег и людей, которые были готовы нас зарегистрировать.

Убедительно прошу Вас вмешаться и помочь в постановке нас с детьми на жилищный учет».

И Светлана Агапитова, естественно, вмешалась.

«Достаточно цинично у людей без определенного места жительства, нуждающихся в жилье, требовать непрерывный стаж регистрации по месту жительства за последние пять лет!» - прокомментировала правозащитница обращение Русалины и попросила юристов своего аппарата выяснить, на каком основании помимо десятилетнего ценза оседлости введены дополнительные требования для бездомных.

Начальник отдела правовой помощи аппарата Уполномоченного Наталья Жирнова изучила вопрос и пришла к следующему выводу:

«Поскольку действующее жилищное законодательство не содержит императивной нормы, обязывающей заявителя предоставлять сведения о месте жительства за пятилетний период, предшествующий обращению, данное требование Административного регламента является неправомерным».

Юристы аппарата Уполномоченного также изучили судебную практику и выяснили, что в 2021 году в рамках рассмотрения апелляционной жалобы на решение Красногвардейского районного суда судебной коллегией по административным делам Санкт-Петербургского городского суда  исследовались аналогичные обстоятельства, и был сделан вывод об отсутствии с региональном законодательстве нормы, обязывающей предоставлять документы, подтверждающие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи за пятилетний период, предшествующий обращению о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Правовая позиция и рекомендации привести пункты 2.6.1.1 и 2.6.1.3 Административного регламента в соответствие с нормами законодательства были представлены в Докладе Уполномоченного за 2023 год (с. 85, с.95) и направлены в Жилищный комитет, но поддержки почему-то не получили.

Параллельно Светлана Агапитова обратилась в защиту жилищных прав Русалины в прокуратуру Красногвардейского района и попросила провести проверку законности принятого районной администрацией решения об отказе в постановке петербурженки без определенного места жительства на жилищный учет. Однако в надзорном ведомстве нарушений не увидели.

Не согласившись с таким выводом, правозащитница попросила содействия прокурора Санкт-Петербурга Виктора Мельника. В городской прокуратуре были восприняты доводы Уполномоченного, что требования Административного регламента о предоставлении документов, подтверждающих место жительства за последние пять лет, нарушают права неопределенного круга лиц БОМЖ. И результаты, как говорится, не заставили себя долго ждать.

Заместитель председателя Жилищного комитета Дмитрий Клевцов сообщил Уполномоченному об одобрении Комиссией по проведению административной реформы нового проекта регламента, исключающего дополнительные ограничения для бездомных. Данный регламент уже разослан по администрациям районов. В ближайшее время документ будет утвержден распоряжением Жилищного комитета и опубликован в нормативных правовых системах.


«Жаль, конечно, что не с первого раза наши доводы в Жилищном комитете восприняли, и пришлось подключать городскую прокуратуру, но без объединения усилий не бывает успеха, - комментирует утверждение нового Административного регламента Светлана Агапитова. - Я очень рада, что у Русалины с детьми и у многих других петербуржцев без определенного места жительства в ближайшее время станет на один непреодолимый барьер меньше в реализации их права на жилище!»



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00