5-6 ноября в Великом Новгороде состоялась научно-практическая конференция «Эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации», приуроченная к 10-летию института государственной правозащиты в Новгородской области. В конференции приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Памфилова, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, сопредседатель Координационного совета российских уполномоченных Александр Шишлов и их коллеги из 20 регионов России.
Конференция началась с минуты молчания в память о погибших в авиакатастрофе 31 октября.
Инициатором конференции выступила Галина Матвеева, подводящая в этом году итоги 10-летней работы в должности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области.
Участники конференции обсудили проблемы законодательного регулирования деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, особенности их статуса и полномочий, подходы к оценке эффективности работы региональных институтов государственной правозащиты и их взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, роль омбудсманов в предотвращении межнациональных конфликтов, реализации свободы собраний и др.
Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов поднял в своем выступлении вопросы законодательного регулирования взаимодействия региональных омбудсманов с федеральными органами государственной власти, на действия и бездействие которых поступает значительное количество жалоб граждан. Так, например, 14 % обращений, адресованных Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге в период с января по сентябрь 2015 года, относились к деятельности правоохранительных органов, в первую очередь – полиции и прокуратуры.
До вступления в силу 18 апреля 2015 года изменений в федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и в отдельные федеральные законы уполномоченные могли взаимодействовать с федеральными структурами, опираясь исключительно на свой личный авторитет, в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации, практически не учитывающем специфику мандата омбудсмана. Формально обращение Уполномоченного мало чем отличалось от обращения любого гражданина. Для придания взаимодействию более прочной основы практиковалось заключение соглашений уполномоченных с соответствующими территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти. Так, Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге заключены 10 соглашений о взаимодействии и сотрудничестве*. В ряде случаев эти соглашения и принимаемые на их основе планы совместных мероприятий стали основой для успешной совместной работы по защите прав граждан.
Новое федеральное законодательство дало более прочную правовую основу для взаимодействия региональных уполномоченных с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. Но так как наиболее чувствительные вопросы возникают при рассмотрении жалоб на работу федеральных органов (например, правоохранительных), не подведомственных Правительству, практика заключения соглашений о взаимодействии, нашедшая применение во всех регионах Северо-Запада, остается актуальной.
«Недавно вступивший в силу Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации дал уполномоченным право обращаться в суд о признании незаконными решений, действий, бездействия органов, организаций, должностных лиц, если они нарушают права граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав. Указанные положения не ограничивают круг органов и должностных лиц, чьи действия могут быть обжалованы региональными уполномоченными. Таким образом, открываются новые возможности для построения взаимодействия уполномоченных с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти. Однако соответствующие законодательные положения не вполне четко регулируют эти вопросы, и вероятно, потребуются либо внесение уточняющих положений в закон, либо решение пленума Верховного суда. Очень полезно будет обмениваться опытом правоприменения», – сказал Александр Шишлов.
Петербургский омбудсман отметил также проблемы, существующие во взаимодействии институтов государственной правозащиты с региональными органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами, одна из которых – неурегулированность механизма обязательных действий чиновников при получении обращений и рекомендаций Уполномоченного (о чем свидетельствуют случаи несвоевременного направления или ненаправления ответов Уполномоченному, игнорирования необходимости восстановления нарушенных прав граждан).
«В Республике Коми, Ненецком автономном округе, Архангельской, Вологодской, Мурманской и Калининградской областях, а теперь и в Санкт-Петербурге приняты законы, позволяющие привлечь к административной ответственности должностных лиц, препятствующих законной деятельности Уполномоченного, не отвечающих на обращения Уполномоченного, либо отвечающих на них с нарушением установленных сроков. Однако не приходилось слышать, что данные законы применялись на практике в тех случаях, когда это следовало бы сделать. Представляется, что появление в федеральном законе рамочной нормы об ответственности должностных лиц за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченных существенно повысило бы влияние уполномоченных в субъектах Российской Федерации и, как следствие, эффективность их деятельности», – сказал Александр Шишлов.
После конференции под председательством Эллы Памфиловой и Александра Шишлова состоялось расширенное заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе, посвященное проблемам законодательного и организационного обеспечения деятельности институтов государственной правозащиты.
* Соглашения о взаимодействии заключены Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (20.05.2009); Управлением Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (21.07.2009); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (27.04.2010); Северо-Западной транспортной прокуратурой (25.05.2011); Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (19.06.2012); Военным комиссариатом Санкт-Петербурга (08.11.2012); Главным следственным управлением Следственного Комитета по Санкт-Петербургу (24.12.2012); Главным управлением Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (13.06.2013); Государственной инспекцией труда в Санкт-Петербурге (27.08.2013); Прокуратурой Санкт-Петербурга (09.06.2012, 28.10.2015).