Не так давно мы рассказывали о трудностях, с которыми массово столкнулись жители Петербурга, ожидающие удаления катаракты.
Пожилые люди со слабым зрением вынуждены месяцами самостоятельно «ловить» в интернете «свободные номерки» (слоты), которые появляются в весьма ограниченном количестве.
Записать всех нуждающихся в «ручном режиме» (а их в городе 8500 человек!) невозможно. Следует решать проблему системно, чем и занялась Светлана Агапитова.
О том, с какими трудностями приходится сталкиваться пациентам с катарактой, красноречиво свидетельствует эксперимент, проведенный в аппарате Уполномоченного по правам человека. Сотрудников Центра реабилитации инвалидов по зрению попросили помочь слабовидящей бабушке-заявительнице записаться на отборочную комиссию в стационар. Задача была выполнена, но для этого понадобилось четыре специалиста трудоспособного возраста, владеющих компьютером, и две недели регулярного мониторинга сайта «Здоровье петербуржца». Стоит ли говорить, что одинокому человеку преклонных лет такая задача не по плечу.
Врачи в поликлиниках могут, но не хотят записывать своих пациентов в больницы – у них нет времени «ловить номерки», которые появляются так редко и в ограниченном количестве. Но в чем причина такого дефицита?
Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: установленные в городе объемы медицинской помощи не удовлетворяют всех потребностей горожан. Иными словами, здравоохранение Санкт-Петербурга не может охватить всех нуждающихся в оперативном лечении катаракты. Почему так происходит? С этим вопросом Уполномоченный по правам человека обратилась в профильный комитет.
Первый заместитель председателя Комитета Андрей Сарана сообщил, что оперативное лечение катаракты выполняют 10 городских стационаров. В общей сложности, в 2023 году проведено 16 786 хирургических вмешательств, что почти на 1000 превышает показатели предыдущего периода. Но очередь не уменьшается, напротив – выросла на треть.
По мнению администрации города, истоки проблемы следует искать в пандемии COVID-19, которая повлекла за собой вынужденные перерывы в оказании плановой медицинской помощи. Операции откладывались, переносились, что привело к так называемому «кумулятивному эффекту» - накоплению очереди.
Выход из сложившейся ситуации может быть только один – проводить больше операций. Тем более, что такая возможность у городских стационаров имеется. Так, например, Городская многопрофильная больница №2, которая в 2023 году должна была взять на себя лечение 12800 случаев катаракты, имеет ресурс охватить 16000 пациентов. Мариинская больница может взять 2500 больных вместо 1008 запланированных и т.д.
Но все упирается в бюджет. Комиссия по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге готовит соответствующее плановое задание и закладывает средства для его выполнения. И такое решение должно приниматься на уровне руководства города.
Светлана Агапитова направила ходатайство Вице-губернатору Олегу Эргашеву с просьбой рассмотреть вопрос увеличения объемов медицинской помощи пациентам с катарактой.
Правительство Санкт-Петербурга организовало совещание с участием руководителей городских и федеральных стационаров, в ходе которого поступило предложение задействовать ресурсы МНТК «Микрохирургия глаза» им.акад. С.Н. Федорова, который подчиняется Минздраву России и лишь в 30% случаев оказывает офтальмологическую помощь жителям Северной столицы. Губернатор Александр Беглов уже направил соответствующее обращение Министру здравоохранения Михаилу Мурашко.
Кроме того, глава города поручил в кратчайшие сроки обеспечить лечение инвалидам, ветеранам, вдовам (вдовцам) умерших ветеранов Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей. Этот вопрос остается на контроле Вице-губернатора.
Светлана Агапитова: «Признание за льготными категориями граждан первоочередного права на получение медицинской помощи – правильный шаг. Однако это не отменяет общее увеличение объемов услуг, чтобы все нуждающиеся могли своевременно пройти лечение. По сведениям Вице-губернатора Олега Эргашева, изменение планового задания уже прорабатывается. Главное, процесс запущен. Будем ждать результатов».