Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Возмездная забота «по-добрососедски», или Как договор пожизненной ренты стал сделкой с совестью

07 февраля 2023

Ситуацию, в которой оказалась одинокая неходячая пенсионерка Лидия Павловна*, после того, как ее соседка Оксана* внезапно перестала выполнять условия заключенного между ними еще в 2011 году договора ренты и пожизненного содержания, из ряда вон выходящей, к сожалению, не назовешь. Может, потому, что в практике Уполномоченного по правам человека в Петербурге Светланы Агапитовой были случаи и почудовищнее – с черными риелторами и другими мошенниками всех мастей. А тут вроде бы и бабушка жива, и из квартиры ее никуда не выселили, слава Богу. «Надоела она мне, слишком часто что-то просит, и денег сейчас нет…», - совершенно не стесняясь, объяснила свое поведение Оксана. Такой ответ, как нетрудно догадаться, омбудсмену не понравился. Пришлось вмешаться в эту банальную, но оттого не менее жуткую историю…

После смерти мужа Лидия Павловна, 1938 года рождения, осталась совсем одна. Вернее, не совсем одна, а одна со своими многочисленными заболеваниями, в результате которых она стала инвалидом I группы. На лекарства уходила большая часть пенсии. В общем, ей была нужна и физическая, и моральная, и, главное, материальная помощь. Такую помощь предложила соседка Оксана. Естественно, не безвозмездно. Между ними был заключен договор ренты и пожизненного содержания. Причем, как впоследствии отметили юристы аппарата Уполномоченного, договор был составлен очень профессионально, с учетом всех потребностей Лидии Павловны. Была даже прописана ежегодная индексация платежей в соответствии с ростом прожиточного минимума.

Оксана больше десяти лет исправно перечисляла по 10 тысяч рублей в месяц, правда, ничего не индексируя и не обременяя себя физической помощью одинокой соседке. И Лидию Павловну это долгое время устраивало. К ней ходит соцработница, помогает по дому, делает покупки. Но два года назад пенсионерка сломала шейку бедра и, по ее собственному определению, «оказалась в лежачем состоянии».

А весной прошлого года Оксана внезапно перестала вносить рентные платежи вообще. В результате, на момент обращения Лидии Павловны к Уполномоченному по правам человека с просьбой найти выход из этой непростой ситуации, у нее накопился долг по квартплате за семь месяцев.

В беседе с юристом аппарата Уполномоченного Еленой Фаюстовой соседка признала, что не выполняет условия договора и просто ждет, пока «ситуация разрешится естественным путем». Однако она не предполагала, что Лидия Павловна, хоть и в «лежачем состоянии», будет не только «живучей», но и активной. И, главное, обратится к тому, кто одиноких пожилых людей в беде не оставляет. Это сотрудница петербургского омбудсмена и объяснила Оксане, а еще то, что, если она не может выполнить условия договора, его необходимо расторгнуть. И лучше всего добровольно.

К сожалению, ее рекомендации сразу восприняты не были. Оксана не желала так просто расставаться с квартирой Лидии Павловны. И тогда Светлана Агапитова предложила действовать по другому плану – принудительно расторгать сделку в суде.

Реализация данного права для Лидии Павловны была, мягко говоря, затруднительна. У нее не было ни сил, ни денег, ни необходимых правовых знаний, ни элементарной возможности собрать все необходимые для разбирательства документы. Как инвалид I группы пенсионерка может обратиться за бесплатной юридической помощью к адвокату (в рамках государственной программы), но расторжение договора пожизненной ренты не входит в перечень случаев для ее предоставления.

Несмотря на это, Уполномоченный обратилась с просьбой о содействии в Адвокатскую палату города. Там пошли на встречу – адвокат была найдена. Но из-за сильной занятости она не могла ездить к Лидии Павловне, заниматься поисками и сбором документов, взаимодействовать с соседкой.

И всю подготовительную к суду работу взяла на себя член Молодежного совета при Уполномоченном Ангелина Солодухина. Для нее, студентки 3 курса юрфака Северо-Западного филиала Университета правосудия, это дело должно было стать хорошей практикой. И, действительно, стало. Причем не только юридической, но и конфликтологической. Когда адвокат попросила Ангелину получить отказ Оксаны урегулировать спор в досудебном порядке, девушка, можно смело сказать, выступила в роли посредника-переговорщика (медиатора) между соседками… И своими регулярными визитами и беседами подтолкнула их к правильному решению – добровольному расторжению договора.

Потом Ангелине и сотрудникам аппарата Уполномоченного пришлось еще решать организационные и не только проблемы, связанные с приглашением на дом к Лидии Павловне нотариуса. Сложности были, но разрешить их помогла Нотариальная палата. Были также опасения, что Оксана передумает и снова откажется от своего решения. Тревожные ожидания закончились в этом январе. Договор наконец-то расторгли.

А сегодня Ангелина в очередной раз побывала у Лидии Павловны, которая за несколько месяцев стала ей не только подопечной, но и другом. И в очередной раз она агитировала пенсионерку заключить договор пожизненной ренты с государством. Такой договор гарантирует защиту жилищных прав  рентополучателя от посягательств третьих лиц и дополнительный доход к пенсии (единовременная выплата при заключении договора – около 500 тысяч рублей, ежемесячные рентные платежи – порядка 20 тысяч).

До недавнего времени Лидия Павловна сомневалась, да и знакомые отговаривали… Но, видимо, у Ангелины хорошие способности переговорщика. Она поделилась, что сегодня, кажется, точно уговорила пенсионерку довериться государству. Тем более, что повторения печального опыта с соседкой ей очень не хочется.

07022023_anons.jpg

Комментарий Светланы Агапитовой:

«Я рада, что совместными усилиями нам удалось помочь Лидии Павловне расторгнуть договор. Спасибо всем причастным – и Адвокатской, и Нотариальной палатам, и, конечно же, Ангелине. И здорово, что Лидия Павловна к ней прислушалась по поводу договора пожизненной ренты с городом. Если она воспользуется нашим с Ангелиной советом, то сможет выплатить накопившиеся долги по квартплате и приличную прибавку к пенсии будет иметь.

А еще эта история в очередной раз показала, что все случаи, при которых должна предоставляться бесплатная юридическая помощь людям из социально уязвимых групп, в частности, инвалидам, в законе предусмотреть и перечислить невозможно. Хотя перечень этот постоянно расширяется.

Буду предлагать депутатам петербургского парламента внести в закон о бесплатной юридической помощи еще одну категорию  - граждан, направляемых для получения этой государственной услуги Уполномоченным. Такое право есть, например, у омбудсмена Курганской области».

* Имена участниц конфликта изменены.


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00