«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это первое предложение из всемирно известного романа Льва Толстого «Анна Каренина» одинаково подходит для описания двух абсолютно разных семейных ситуаций, для разрешения которых потребовалась помощь Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой. Правда, кроме таких весьма субъективных категорий, как счастье и несчастье, эти семьи объединяют еще одно иностранное гражданство супругов и родителей, а также проблемы с законодательством – миграционным и не только. Ну и благополучный финал, в отличие от…
Как расстались, так и не видались
«Моему мужу, гражданину Узбекистана закрыли въезд в Россию до 2027 года, причины нам неизвестны! Наш четырехлетний сын уже год не видел папу и еще четыре может не увидеть», - написала Светлане Агапитовой петербурженка Галина и попросила о помощи в воссоединении семьи.
А буквально через несколько дней пришло письмо от мужа Галины. Он тоже очень переживал, что разлучен с Галиной и маленьким сыном, цитировал 8-ю статью Конвенции о правах ребенка и недоумевал, что получил отказ на свое ходатайство о снятии запрета на въезд в Россию.
К обращению гражданина Узбекистана был приложен ответ из ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В нем сообщалось, что «решение о неразрешении въезда» принято миграционными органами Москвы на основании Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» сроком до 19 февраля 2027 года «согласно учетам баз данных».
Юристы аппарата Уполномоченного начали разбираться в причинах запрета и выяснили, что, находясь в России, муж Галины нарушил режим пребывания и был оштрафован за это на пять тысяч рублей. Рассматривающий административное дело суд принял во внимание отсутствие правонарушений ранее и наличие жены и ребенка в России. Тогда угроза выдворения миновала. Однако, отправившись по делам на родину, гражданин Узбекистана узнал, что обратно вернуться не сможет аж до 2027 года… Попал, так сказать, «в базу данных» нарушителей миграционного законодательства.
Формально этой причины было достаточно, чтобы обосновать правомерность запрета въезда. Но для его снятия, по оценкам Уполномоченного, была более уважительная причина – воссоединение семьи. И с таким гуманистическим посылом Светлана Агапитова обратилась к руководству ГУ МВД России по Москве, признавшись потом коллегам, что не сильно рассчитывала на успех этого предприятия. Однако гуманитарная миссия Уполномоченного была выполнена.
«В отношении данного иностранного гражданина отменено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, необходимая информация направлена в службу пограничного контроля», - сообщил петербургскому омбудсмену начальник московской полиции.
Галина с сыном уже готовятся к долгожданной встрече с мужем и папой. Он купил билеты на ближайший рейс.
Долгие проводы, лишние слезы
К сожалению, долгожданными бывают не только встречи супругов и родителей с детьми, но и разлуки. И еще одно обращение к Уполномоченному– тому подтверждение.
В защиту жизни и здоровья находящейся в Петербурге гражданки Узбекистана по имени Парвина и ее новорожденного сына к Светлане Агапитовой обратилась общественная организация по противодействию торговле людьми и другим видам насилия.
«К нам на горячую линию дозвонилась мать Парвины и попросила помощи в возвращении ее и внука в Узбекистан, - говорилось в обращении к Светлане Агапитовой. – Дочь рассказала, что муж систематически ее избивает, не дает выходить одной на улицу и на связь с родственниками – телефон находится у него».
Парвине каким-то чудом удалось передать матери фото своих телесных повреждений и сообщить место проживания семьи в Петербурге. В заявлении также уточнялось, что она не владеет русским языком, поэтому организация готова помочь с переводом.
Помощь Уполномоченному действительно потребовалась, и не только с переводом. Главное, что кроме общественников нашлись и должностные лица ГУ МВД, и дипломатические работники, которые ее оказали. Причем оперативно.
При содействии правоохранительных органов и Консульства Республики Узбекистан Парвину с ребенком в прямом смысле эвакуировали из петербургской квартиры, в которой они жили, нашли для них место в гостевом доме. А через несколько дней они уже были в Ташкенте.
«В полиции мне ответили, что отца семейства привлекли к административной ответственности за побои и неисполнение родительских обязанностей, - комментирует Светлана Агапитова операцию по освобождению Парвины с сыном от домашнего агрессора. – Но важнее всего, что мама и ее маленький ребенок сейчас в безопасности, рядом с близкими людьми. Так что даже у несчастливых семейных историй бывает счастливый финал».