Состоялась рабочая встреча Уполномоченного по правам человека Светланы Агапитовой и начальника Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга (ГЖИ) Ольги Акацевич. Также на совещании присутствовали сотрудники аппарата омбудсмена и заместители руководителя этого надзорного ведомства. Специалисты обсудили порядок оперативного взаимодействия при рассмотрении жалоб на нарушение прав человека в процессе предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг.
Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга рассматривает около 55 тысяч обращений в год и, по словам сотрудников, – меньше их не становится. По своей сути обоснованных жалоб довольно много, хотя есть и так называемые «потребительские террористы» – когда люди отстаивают не свое право, а ищут личную выгоду.
Спектр вопросов тоже широкий и очень зависит от района. Например, большинство проблем центра города связано с тем, что множество зданий являются объектами культурного наследия, находятся под охраной и даже проекты требуют очень существенных затрат. Очень непросто дела обстоят и с нелегальными экскурсиями.
Еще одну интересную тенденцию отмечают специалисты: заметно участились обращения, в которых гражданин требует не только решить вопрос, но и наказать «виновных». Однако руководитель петербургской ГЖИ Ольга Акацевич заметила, что инспекторский состав прежде всего ориентирован на устранение и профилактику нарушений. Специалисты работают с управляющими компаниями, стараются искать выход и не стремятся во что быто ни стало обложить штрафами.
«У нас нет задачи наказать, есть цель – устранить непорядок», - объяснила Ольга Акацевич.
В этом есть и сугубо практический смысл – те средства, которыми оплатят штраф, лучше потратить на решение проблемы.
Если существует угроза жизни и здоровью, инспекция выдает предписание, обязательное к исполнению, когда нарушается право гражданина – выносится предостережение. В случае злостного и систематического неисполнения требований, ГЖИ может обратиться в прокуратуру или назначить комплексную проверку.
Специалисты ведомства отмечают, что появление Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) очень упростило для горожан процедуру подачи обращения. Однако они подчеркивают, что для того, чтобы жалоба была рассмотрена, должно быть нарушено право гражданина, который ее подает. Просто пожаловаться на нарушение нельзя. Кроме того, необходимо, чтобы заявитель был аутентифицирован и идентифицирован.
Последнее зачастую мешает оперативно взаимодействовать с Уполномоченным по правам человека. Для обращения к омбудсмену таких требований нет, и когда специалистам требуется вмешательство жилищной инспекции, время уходит на проведение аутентификации и идентификации заявителя.
И все-таки, в процессе встречи удалось найти возможность для построения взаимодействия.
«Мы определились с сотрудниками, которые будут непосредственно в контакте и осуществлять совместную работу, - говорит Светлана Агапитова. – Также мы оговорили более ускоренный порядок обмена служебной корреспонденцией, чтобы время не уходило на почтовую пересылку.
Сфера прав человека очень объемна, и не всегда есть возможность детально разбираться в каждом отдельном направлении. Поэтому нам очень важно иметь хорошие рабочие контакты со специалистами в разных областях, например, в такой непростой, как предоставление горожанам жилищных и коммунальных услуг.
Кроме того, мне очень близок подход ориентированный не на наказание, а на профилактику нарушений».