Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Взрослая жизнь» выпускников детдомов Петербурга: кто, как и когда может им помочь, и что делать, если они не просят о помощи?

29 июля 2022

«Трудности воспитания ребенка в семьях выпускников детских домов Петербурга. Проблемы межведа». Такую тему для онлайн-дискуссии в формате мозгового штурма выбрал ее организатор - Родительский центр «Подсолнух». И хотя специалисты органов власти, ответственных за постинтернатное сопровождение, в этом штурме почему-то не участвовали, представители профильных НКО, взрослого и детского омбудсменов нашли способы улучшения профессионального взаимодействия государственных структур и общественных организаций, помогающих родителям-детдомовцам. «Наша задача теперь – донести озвученные проблемы и рекомендации до тех, кто принимает решения, - считает начальник отдела адресной помощи аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Раковская. – Сделаем это на ближайшем заседании городского координационного совета по вопросам семейной и демографической политики».

Им трудно о себе позаботиться, не то что о ребенке

Обсуждение началось с «портрета» наиболее социально неблагополучного выпускника сиротского учреждения. По мнению экспертов НКО, как правило, это человек, переживший психологическое и физическое насилие, травму вторичного отказа, имеющий негативный опыт взаимодействия со сверстниками, педагогическую запущенность, алкогольную и наркотическую зависимость, склонность к бродяжничеству, конфликты с законом. У него низкая самооценка, мотивация к учебе и труду, потребительское отношение к жизни. Из-за этого - безответственность к себе и окружающим, неумение организовывать свой быт, распоряжаться деньгами и далее по списку.

Однако и детдомовцы, которым повезло войти во взрослую жизнь с меньшими травмами и потерями, сталкиваются с большим количеством трудностей и не могут с ними справиться сами. Ведь самостоятельности их не научили – каждый день был полностью регламентирован сиротским учреждением. Поэтому не преодолимыми без посторонней помощи проблемами для них могут стать элементарные для людей, выросших в семье, ежедневные бытовые задачи. С продолжением образования, выбором профессии и трудоустройством ситуация куда хуже. Родительство эти трудности зачастую только усугубляет и добавляет новых.

Кто, как и когда может помочь и в чем заключается помощь

Государственную поддержку можно получить в отделениях по сопровождению выпускников сиротских учреждений от 18 до 23 лет районных центров помощи семье и детям. Это определенный набор услуг (единовременных либо периодических), законодательно установленных в Петербурге. Т.е. фактически различные формы социального обслуживания, а не адаптации к самостоятельной жизни.

Конечно, после 23-х лет выпускника интерната не бросают, продолжают «обслуживать», уже как гражданина, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Но что делать с тем, что у него всю жизнь трудная ситуация? Разовой помощи, которую он здесь может получить, недостаточно. Вот почему так важна работа общественных организаций. В них будут помогать независимо от возраста и места прописки, поддержат и не оставят. Открытость и уверенность сотрудников НКО, что любая сложная проблема преодолима, постепенно начинает вызывать доверие даже людей с сиротским прошлым, которые много раз обжигались и боялись обращаться в госорганы.

В некоторых районах города, например, в Красногвардейском, где много жилых комплексов, в которых выделялось жилье выпускникам домов-интернатов, о работе отделений по постинтернатному сопровождению и НКО хорошо известно. Товарищи по несчастью, живущие по соседству, могут подсказать, куда обратиться за помощью. Но как быть тем, кто не знает, куда идти?

Поэтому нередко родители-выпускники детских домов начинают знакомство с государственными и общественными организациями, которые могут оказать им помощь, когда попадают в кризисную ситуацию. Например, когда после жалоб соседей, сигналов из детских садов и школ, к ним приходят органы опеки, ужасаются и… Начинается борьба за сохранение ребенка в семье.

Тут многие узнают и о районных центрах помощи семье и детям, и о таких НКО, как «Подсолнух», сопровождающих родителей-выпускников детдомов, и о приюте «Мама рядом», организованном «Петербургскими родителями», и о том, что в приюте «Родительского моста» принимают отцов-одиночек с детьми, и о том, что при поддержке «Врачей детям» можно решить медицинские проблемы, а с «Работой-i» - трудоустроиться.

Как сделать так, чтобы выпускники интернатов получали помощь государства и благотворительных организаций вовремя, а не когда уже наступили серьезные последствия, чтобы она была не эпизодической, а постоянной и действенной? Эти вопросы, пожалуй, стали главными, на которые попытались найти ответы участники мозгового штурма.

Проблемы межведа – в отсутствии межведа

На сегодняшний день в Петербурге нет действующей программы социальной адаптации и сопровождения выпускников сиротских учреждений. Принятая в 2011 году еще при губернаторе Валентине Матвиенко программа утратила силу в 2013-м, следующая – в 2015-м, а, начиная с 2018 года, городская политика в данной сфере постепенно трансформировалась в перечень социальных услуг, которые «лица из числа детей-сирот» наряду с другими льготными категориями петербуржцев имеют право получать за счет бюджетных средств.

Хорошо, что есть субсидирование негосударственных поставщиков социальных услуг, грантовая поддержка социально значимых проектов НКО, помогающих выпускникам интернатов. Правда, с постоянными рисками для общественных организаций – а вдруг в этом году поддержат не наш приют для родителей-детдомовцев, а проведение какого-нибудь праздника?

Комплексной же совместной работы государственных и общественных организаций по социальной адаптации выпускников сиротских учреждений в городе не видно. По крайней мере, участникам дискуссии, включая сотрудников аппаратов взрослого и детского омбудсменов, о ней ничего не известно.

«Эта работа должна начинаться еще в интернатах с развития программ наставничества, – убеждена Светлана Раковская. – Опыт подопечных детских домов, в которых есть наставники, показывает, что они гораздо лучше приспосабливаются к жизни за стенами учреждения, продолжают учиться, получают профессию, находят работу, создают нормальную семью. Потому что наставник – на самом деле это близкий взрослый, который помогает разобраться в себе и найти ответы на вопросы: зачем я живу, кому я нужен, на что я способен, о чем мечтаю, как принять решение о своем будущем».

После дискуссии и обсуждения ее итогов с коллегами Светлана Раковская предложила рассмотреть вопросы об обобщении успешной практики наставничества и других форм адаптации ко взрослой жизни выпускников интернатов и о целесообразности создания единой городской программы, включающей существующие проекты НКО, которым необходима непрерывная государственная поддержка, на Координационном совете по семейной и демографической политике Санкт-Петербурга.

«Этот совет был создан в сентябре 2019 года, но из-за эпидемии коронавируса длительное время не собирался, надеюсь, в ближайшее время его заседания возобновятся, и Уполномоченный по правам человека сможет убедить орган, в полномочия которого входит разработка демографической политики города, в необходимости комплексного подхода к решению проблем социальной адаптации сирот», - отметила Светлана Раковская.



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00