Уполномоченного по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова неоднократно получала жалобы жителей Выборгского района (справедливости ради надо сказать, что и других районов тоже) из льготных категорий, которым неправомерно отказывали в постановке на жилищный учет. Не попадали они в очередь из-за якобы умышленного ухудшения своих жилищных условий. И первое же заседание районной жилищной комиссии с участием специалиста аппарата Уполномоченного показало, что эту практику можно изменить.
По оценкам членов районной жилищной комиссии, умышленное ухудшение жилищных условий заключается, как правило, в регистрации в квартире «многочисленных родственников». Делается это, по их мнению, для того, чтобы метраж на каждого члена семьи соответствовал требованиям нуждаемости. Ведь только очередники могут претендовать на социальный наем жилья и различные формы государственной поддержки на его приобретение и строительство.
В случаях с дальними родственниками и даже с бабушками, старающимися для улучшения жизни внуков и правнуков, подозрения, действительно, иногда закрадывались даже у Уполномоченного (притом, что сомнения эти, как правило, голословные). Но практика показывает, что отказы в постановке на учет зачастую получали и супруги, и родители, и дети, зарегистрированные по месту жительства своей же семьи.
То, что каждая семья имеет право на совместное проживание, ведение хозяйства и воспитание детей, членов районной жилищной комиссии почему-то не настораживало. И Уполномоченному приходилось каждый раз привлекать к восстановлению прав таких семей прокуратуру.
Для исключения из практики администрации Выборгского района произвольного толкования статьи 53 Жилищного кодекса (Намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий) Светлана Агапитова попросила главу Жилищного комитета Олега Зотова включить в жилищную комиссию района юриста аппарата Уполномоченного, специализирующегося на жилищных вопросах.
Это предложение было поддержано в январе этого года, а в марте начальник жилищного отдела аппарата Уполномоченного Наталья Жирнова вошла в состав жилищной комиссии администрации Выборгского района. И вот результаты первого заседания с ее участием:
Рассмотрено 71 дело о принятии на жилищный учет и снятии с него, а также о предоставлении жилья и оформлении договоров социального наема. Принято 40 положительных решений.
С учетом правовой позиции представителя Уполномоченного* пересмотрено дело о снятии многодетной семьи с жилищного учета. Исключить семью собирались из-за намеренного ухудшения жилищных условий. Заключалось оно в регистрации отца семейства по месту жительства его жены и детей (раньше он был зарегистрирован в другом районе).
Решение по трем аналогичным делам Наталья Жирнова предложила отложить из-за отсутствия документального подтверждения намеренного ухудшения жилищных условий. Во всех этих случаях члены семей, претендующих на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилье, недавно перестали быть собственниками недвижимости. Причем комиссии было неизвестно, по какой причине это произошло. Представитель Уполномоченного рекомендовала не спешить с выводами, что «преднамеренно», а запросить дополнительную информацию об основаниях прекращения права собственности в Росреестре. И к ней, что не может не радовать, прислушались.
Так что продолжение следует!
А еще один специалист аппарата Уполномоченного в ближайшее время должен начать работать в жилищной комиссии администрации Невского района. Потому что его жители тоже жалуются Светлане Агапитовой на отказы в постановке на жилищный учет.
* Конституционный Суд России неоднократно разъяснял, что применение статьи 53 Жилищного кодекса («Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий») должно осуществляться в системе действующего правового регулирования, согласно которому предполагаются добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (статья 10 Гражданского кодекса).
При этом нельзя забывать о 38 статье Конституции России, гарантирующей, что семья находится под защитой государства. А также о нормах семейного законодательства, в соответствии с которыми семья имеет право на совместное проживание, ведение хозяйства, воспитание детей, и, следовательно, совместное использование жилья. Бездоказательное же обвинение граждан в намеренном ухудшении своих жилищных условий может привести к пятилетнему запрету на постановку на жилищный учет.
Ранее по теме: