Знакомство с системой оказания паллиативной помощи Светлана Агапитова начала с посещения Хосписа № 4 на Светлановском проспекте. Уполномоченный по правам человека осмотрела учреждение, поговорила с пациентами и обсудила со специалистами проблемы, существующие в этой сфере. Главврач Хосписа Эдуард Москалев является главным внештатным специалистом по паллиативной помощи в Санкт-Петербурге. Также на встрече присутствовал глава администрации Калининского района Сергей Петриченко, начальник отдела медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения Комитета по здравоохранению Михаил Ремизов и представитель райздрава.
Хоспис – учреждение особое. Здесь оказывают всеобъемлющую помощь пациенту, перед заболеванием которого медицина бессильна. Суть ее хорошо сформулировали специалисты, работающие в этой сфере: «Нужно добавить дням жизни, если нельзя добавить жизни дней». Паллиативная помощь – это комплекс действий, направленных на улучшение качества жизни пациента и его семьи, столкнувшихся с заболеванием, угрожающим жизни. Естественно, в это понятие входят не только медицинские услуги, но и оказание психосоциальной, а также духовной поддержки не только пациенту, но и его родным.
Палаты в Хосписе № 4 рассчитаны на одного - двух человек. Размещение зависит от сходности состояния пациентов. Специалисты стараются по возможности не угнетать психику родственников, посещающих больного, проблемами соседа. Для них же на каждом этаже есть небольшие кухни, оборудованные всем необходимым. Как объяснил Эдуард Москалев, бытовая техника была приобретена фондом помощи хосписам «Вера», как и набор «угощений для быстрого перекуса», который регулярно пополняется.
Есть общая гостиная с мягкой мебелью, искусственным камином, телевизором, пианино, музыкальным центром, множеством книг, аквариумом и даже детским уголком. Эта обстановка также появилась благодаря по большей части внебюджетным источникам. Зона отдыха разделена так, чтобы просмотр фильмов и передач не мешал тем, кто желает провести время спокойно, например, почитать.
Для прогулок обустроен небольшой, но живописный внутренний дворик. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Хосписе в 2005 году открыт православный храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица».
Главный врач Эдуард Москалев рассказал, что помимо стационарной помощи на базе учреждения работает 5 выездных бригад. Медики обезболивают пациента на дому и там же выписывают рецепт, чтобы избавить от необходимости идти за ним к терапевту, как было раньше. Кроме того, специалист определяет – нужна ли больному госпитализация. Есть некоторые неудобства с льготными лекарствами, так как их врач может выписать в электронной системе только на своем рабочем месте в стационаре. Однако и здесь нашли выход с учетом интересов пациента – выписанный рецепт отвозит на дом волонтер.
По словам Эдуарда Москалева, в нашем городе 43 субъекта оказания паллиативной помощи. В стационарах насчитывается 447 коек этого профиля. Действуют выездные службы, отделения при поликлиниках и кабинеты паллиативной помощи. Главный внештатный специалист считает, что кабинеты обладают слабым функционалом, и было бы гораздо эффективнее заменить их мобильными бригадами.
В целом мощности службы паллиативной помощи Санкт-Петербурга специалисты оценивают, как достаточные. Сложнее с качеством. Например, есть два стационара, которые переоборудовались для оказания паллиативной помощи, а не строились как хоспис. И там условия другие. На уровне города нет нормативного акта, который бы определял единый стандарт оказания этого вида помощи. Федеральный документ существует, но он не учитывает специфики нашего города и нуждается в уточнениях на уровне субъекта.
Еще одна проблема – потребность в более тесном взаимодействии социальной и медицинской служб. А сейчас даже информационные системы ведомств не сопряжены, что не дает полного представления о пациенте. Специалисты говорят, что этот вопрос прорабатывается, но технического решения пока нет.
Поинтересовалась Светлана Агапитова и целесообразностью открытия хосписа для тех, кто получал помощь детском учреждении этого профиля и достиг совершеннолетия. Такое учреждение «для молодых взрослых» должно было открыться в начале нынешнего года в Пушкине. Эдуард Москалев подтвердил, что это нужное и важное звено, поскольку детские и взрослые хосписы отличаются, и такой переход, нужно организовывать по возможности плавно. Задержка открытия хосписа «для молодых взрослых», по словам Михаила Ремизова, связана с оформлением документов.
«Это важная сфера, где необходимо межведомственное взаимодействие на хорошем уровне, - считает Светлана Агапитова. – Человек, нуждающийся в паллиативной помощи, должен получать комплекс услуг, улучшающих его жизнь. Здесь не ограничиться лишь медициной или «социалкой», нужно сотрудничество. Как раз в налаживании такого взаимодействия в интересах человека – одна из главных миссий Уполномоченного.
Я пообщалась с пациентами Хосписа № 4 и вижу, что им оказывается помощь на хорошем уровне. Они говорят, что здесь у них появилось желание жить, а это, наверное, самый главный показатель качества. Для человека, который знает и понимает, что через какое-то время уйдет из жизни, очень важно, как он проведет каждый день.
Понимаю, что так обстоят дела не везде, поэтому, мне кажется, тем актуальнее рассмотрение вопроса о стандарте оказания паллиативной помощи на уровне города.
Обязательно побываю в тех хосписах, которые были переоборудованы из обычных стационаров и посмотрю, как они работают».