Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Жена в ответе за долги супруга?

29 февраля 2024

Конфликт закончился дракой. Драка – травмой, уголовным делом и многотысячными долгами. Но кто возместит ущерб, если обидчик умер? В такой запутанной истории пришлось разбираться Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.  

Драка с последствиями

Эта история началась шесть лет назад. Сергей Синцов* повздорил со своим знакомым Даниилом Смирновым*. Словесные баталии переросли в драку, в результате которой Сергей получил тяжелое увечье - лишился глаза. Утрата органа зрения стала настоящей трагедией для мужчины в расцвете сил, который в один миг превратился в нетрудоспособного инвалида.

Суд оценил ущерб, причиненный преступлением, в полмиллиона рублей и обязал Даниила компенсировать эту сумму пострадавшему. А также постановил пожизненно каждый месяц выплачивать инвалиду по пять с половиной тысяч рублей.

Обидчик, хоть и раскаялся в содеянном, выполнять финансовые обязательства не торопился. И даже вмешательство судебных приставов процесс не ускорило: пока Даниил отбывал срок в колонии, работал, но зарабатывал недостаточно, чтобы покрыть долг. После освобождения – вообще остался без доходов «на шее» у жены. А спустя некоторое время умер…

После смерти Даниила Смирнова его обязательства перед инвалидом Сергеем Синцовым приблизились к миллиону рублей. Но кто их будет погашать?

С этим вопросом пострадавший пришел к Уполномоченному по правам человека: «На что мне жить? Неужели все деньги пропали?». Специалисты аппарата объяснили, что надежда получить компенсацию всё-таки имеется. Согласно Гражданскому кодексу РФ, долговые обязательства, как и имущество, переходят по наследству.

Наследником Даниила Смирнова стала его жена Татьяна*. Женщина охотно приняла во владение часть квартиры мужа в историческом центре Петербурга, но погашать долги безвременно почившего супруга категорически отказалась. «Мне твердо заявили, что никаких выплат больше не будет. Никогда. Неужели можно вот так вот искалечить человека, и никому нет дела?», - недоумевал травмированный мужчина в обращении к Уполномоченному.

Обязан ли платить наследник?

Ситуация Сергея Синцова была рассмотрена на совместном приеме Светланы Агапитовой с Главным судебным приставом Санкт-Петербурга Анной Лашковой. По итогам, заявителю было предложено установить правопреемство через суд и взыскать долги с вдовы в принудительном порядке.

Гражданское процессуальное правопреемство — это замена одного лица, участвующего в процессе (умершего Даниила Смирнова), другим лицом – правопреемником (в данном случае – его женой Татьяной).

В условный срок судебный пристав-исполнитель направила документы в районный суд. В соответствии с выдвинутыми требованиями, наследница должна не только возместить ущерб, причиненный преступлением ее мужа, но и обязана продолжить ежемесячно выплачивать пострадавшему 5,5 тысяч рублей.

Суд первой инстанции позицию приставов поддержал и вынес решение в пользу инвалида Сергея. Но денег мужчина так и не увидел, потому что Татьяна Смирнова обжаловала судебное определение.

Как уже говорилось, долги передаются наследникам вместе с имуществом. Однако в этом правиле есть исключения – долги, связанные с личностью наследодателя. Сюда относятся к примеру, алиментные обязательства, обязательства по возмещению ущерба здоровью и морального вреда, долги перед банками, погашенные за счет страховки.

Татьяна и ее представители напирали на то, что ежемесячные выплаты в пользу пострадавшего есть ничто иное как личные обязательства супруга. Следовательно, вдова не обязана нести на себе это бремя после его кончины.

Однако апелляционной и кассационной судебными инстанциями определение районного суда оставлено без изменений. Потому как ежемесячные 5,5 тысяч являются не компенсацией вреда здоровью, а возмещением утраченного заработка. Эти долговые обязательства наследуются (в пределах стоимости перешедшего наследнику имущества).

Должен, но не платит

Дело пришло к логическому финалу: решение по замене стороны должника вынесено, спорные моменты урегулированы, но выплат Сергей Синцов по-прежнему не получал и вновь обратился к Уполномоченному по правам человека: «Я остался без глаза, у меня искажено лицо и работать я не могу. Суд обязал обидчиков помогать мне материально, но я этой помощи не получаю. Почему службы бездействуют?».

Светлана Агапитова направила запрос в Главное управление федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу с просьбой пояснить, по какой причине затягивается исполнение судебного решения и какие действия предпринимаются по взысканию долга. Руководство районного отдела Службы ответило, что решение, вынесенное в ноябре 2023 года, поступило только в феврале и сразу же было взято в работу.

В регистрирующие органы и финансово-кредитные организации уже направлены запросы «для выявления имущественного положения должника». А сама Татьяна вызвана на прием к судебному исполнителю для обсуждения ситуации. Скорее всего, женщине будет предложено добровольно погасить долги. Если откажется - взыскания начнутся в принудительном порядке.

Светлана Агапитова: «Долги переходят к наследникам независимо от того, знали они об их существовании или не знали. Причем, обязательства должны будут исполняться на тех же условиях, что были установлены для наследодателя.

У Татьяны был единственный шанс уйти от этого бремени – не вступать в наследство вообще. Женщина не захотела отказываться от доли мужа в квартире, и это был ее выбор.

Еще один важный нюанс: наследники отвечают по долгам только в пределах стоимости перешедшего им имущества. Если долг больше, гасить разницу они не обязаны. Следовательно, Татьяна не будет пожизненно выплачивать компенсацию мужчине, пострадавшему от рук ее супруга. Но то, что положено по закону, Сергей Синцов должен получить – это его право».

*Данные изменены


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00