- Доклад Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге за 2013 год (полная версия доклада)
- Стенограмма выступления
- Полемика
Одной из серьезных жилищных проблем, не решаемых годами, является «неподвижность» очередей уязвимых категорий населения, в том числе многодетных семей, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и граждан, которые в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на предоставление жилых помещений в безотлагательном порядке (например, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире).
Остаются актуальными вопросы защиты жилищных прав обманутых или введенных в заблуждение граждан. Так, в 2013 году Александр Шишлов оказывал содействие в защите прав жителям д. 15 корп. 2 по ул. Ильюшина. Жильцы данного дома, вселенные в него в 1990–1992 годах как в общежитие для малосемейной молодежи, через продолжительное время выяснили, что еще в 1991 году данное здание было выкуплено у города инвестором (ныне – ЗАО "Четвертый трест"), который в 1995 году зарегистрировал на него право собственности. Жильцы были введены в заблуждение по поводу статуса здания. Ожидания, что им удастся добиться перевода своих квартир в государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга и впоследствии реализовать право на их приватизацию, оказались беспочвенными. Собственник здания не собирался продлевать с жильцами договоры коммерческого найма и намеревался выселить их из квартир. Судебные решения о выселении вступили в законную силу. В связи с этим в феврале 2013 года отчаявшиеся жители д. 15 корп. 2 по ул. Ильюшина объявили голодовку, чтобы обратить внимание органов исполнительной власти Санкт-Петербурга на то, что их лишают единственного жилья. В сложившейся ситуации институт омбудсмана выполнил функцию посредника между гражданами и властью.
Уполномоченный лично принял участие в урегулировании конфликта, убедив граждан прекратить голодовку, и организовал ряд совместных совещаний с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга и администрацией Приморского района. Александр Шишлов предложил внести изменения в типовую форму договора о предоставлении жилья в специализированном жилищном фонде, повышающие уровень гарантий прав проживающих.
В результате проведенной работы всем жителям д. 15 корп. 2 по ул. Ильюшина, в отношении которых вынесены решения суда о выселении, были предложены отдельные квартиры специализированного жилищного фонда в новых домах Приморского, Московского и Красносельского районов Санкт-Петербурга. В течение 2013 года из 35 семей 23 дали согласие на переселение, с 12 семьями работа продолжается.
Для комплексного решения жилищных проблем обманутых или введенных в заблуждение граждан необходимы изменения законодательства. Внесенные Губернатором Санкт-Петербурга дополнения в закон «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга», принятые в первом чтении в марте 2014 года, должны способствовать улучшению ситуации. Однако эти изменения также требуют серьезной доработки.
В 2013 году Уполномоченный активно продолжал работу в сфере защиты прав собственников жилья и поддержки самостоятельного решения собственниками вопросов повышения качества управления многоквартирными домами. Был подготовлен и выпущен специальный доклад «Как защитить права собственников жилья».
24 сентября 2013 года в аппарате Уполномоченного была проведена телефонная «горячая линия», на которую могли обратиться граждане, обеспокоенные неготовностью их домов к зиме. За несколько часов работы «горячей линии» поступило около 150 жалоб из 17 районов Санкт-Петербурга по 148 адресам. Это количество почти в 5 раз превысило официальные данные.
В 2012 году на третьем месте по количеству обращений были жалобы на нарушение прав призывников и военнослужащих. За минувший год число жалоб сократилось вдвое. В значительной степени это связано с активным участием Уполномоченного и его представителей в работе призывных комиссий, а также с тем, что с помощью омбудсмана удалось наладить конструктивное сотрудничество между органами военного управления и общественными правозащитными организациями, защищающими права призывников и военнослужащих.
В сфере здравоохранения и социального обеспечения общий объем обращений по вопросам нарушений, поступивших к Уполномоченному в 2013 году, сохранился практическим на том же уровне, что и в 2012 году (127 заявлений). Однако изменилась структура этих обращений – значительно возросло количество жалоб на качество оказания медицинской помощи.
В 2013 году число выявленных нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды возросло на 20%. Представители Уполномоченного совместно с сотрудниками Комитета по природопользованию и природоохранной прокуратуры осуществляли регулярные выезды на территории различных районов, где, по информации жителей, размещались несанкционированные свалки строительных и бытовых отходов, имели место сбросы неочищенных сточных вод в водные объекты и т.п.
В 2013 году к Уполномоченному поступило более 100 обращений, связанных с несогласием граждан с вынесенными судебными актами по гражданским и уголовным делам. В вопросах контроля со стороны Уполномоченного за соблюдением права на справедливое судебное разбирательство существует ряд объективных сложностей. Действующее законодательство не предоставляет уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации возможности обращаться в суд в связи с нарушениями прав граждан. Ввиду этого в задачи Уполномоченного входит исключительно анализ таких важных составляющих права на справедливое судебное разбирательство, как доступ к суду, обеспечение гласности, получение гражданами квалифицированной юридической помощи и другие аспекты.
В 2013 году омбудсман получил порядка 100 жалоб на условия содержания в следственных изоляторах, исправительных учреждениях УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Уполномоченный и представители его аппарата регулярно посещают места принудительного содержания в рамках соглашений о совместной деятельности с федеральными органами государственной власти либо на основании федерального закона. При этом Уполномоченный осуществляет посещения мест принудительного содержания как в общем порядке, так и в связи с конкретными обращениями. Проверки проводятся в том числе с привлечением членов Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга.
В своем выступлении Александр Шишлов отметил высокий уровень взаимодействия с УФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, оперативно реагирующих на выявляемые нарушения.
Серьезную обеспокоенность Уполномоченного вызывает распространение в обществе ксенофобии, которая в последнее время принимает насильственные формы. Александр Шишлов привел только несколько примеров из десятков случаев публичного насильственного проявления ксенофобии.
23 ноября 2013 года на проспекте Энгельса группа радикально настроенных граждан пыталась напасть на людей «азиатской внешности», но их действия были вовремя пресечены полицией.
Александр Шишлов считает исключительно важным, чтобы полиция предупреждала и жестко пресекала случаи насильственного проявления ксенофобии, а виновные в их совершении лица привлекались к ответственности. При этом особое значение имеет правильная квалификация таких деяний, учитывающая в качестве отягчающих вину обстоятельств мотивы вражды и ненависти, которыми руководствуются нападающие (зачастую их действия квалифицируются как хулиганство).
В 2013 году в Санкт-Петербурге имели место многочисленные факты организованного противодействия законным публичным мероприятиям, организуемым представителями нетрадиционной сексуальной ориентации. В ряде случаев столкновения между представителями сексуальных меньшинств и их противниками имели тяжелые последствия.
Так, 3 ноября 2013 года в результате нападения одна женщина получила ушибы спины, а мужчине выстрелом из травматического оружия был необратимо поврежден глаз. На сегодняшний день это преступление квалифицируется следствием как хулиганство.
Александр Шишлов привел в этой связи заявление Президента России Владимира Путина, сделанное в ходе встречи с руководителями непарламентских партий: «Мы не должны создавать в обществе основ ксенофобии в отношении кого бы то ни было, в том числе и в отношении людей нетрадиционной сексуальной ориентации».
Отдельно остановился Уполномоченный на проблемах, связанных с нарушениями прав иностранных граждан (прежде всего трудовых мигрантов).
О стремлении органов государственной власти конструктивно и последовательно решать проблемы миграции свидетельствует то, что уже несколько лет в нашем городе реализуются государственные программы «Толерантность» и «Миграция», с 1 января 2014 года начал работу Комитет по межнациональным и межконфессиональным отношениям Санкт-Петербурга. Однако нередко приходится слышать и откровенно ксенофобские высказывания, призывы к усилению репрессивных мер в сфере миграции. Значительная часть жителей Санкт-Петербурга, употребляя слово "мигрант", подразумевают "нелегал". При этом в 2013 году за нарушения миграционного законодательства к ответственности привлечено менее 4% иностранных граждан.
В 2013 году много говорилось о росте числа преступлений, совершенных иностранными гражданами. По оценке прокуратуры Санкт-Петербурга, рост произошел, главным образом, за счет увеличения числа преступлений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 327 УК РФ (подделка документов) - в 2013 году 614 случаев или 22% от общего числа преступлений. В структуре тяжких и особо тяжких преступлений наблюдался рост числа преступлений, предусмотренных статьей 105 УК РФ (убийство) - в 2013 году их зарегистрировано 47, что на 11 больше, чем в 2012 году.
Особое место в работе Уполномоченного занимает защита фундаментальных гражданских и политических прав человека.
Значительное влияние на реализацию права граждан на свободу собраний в 2013 году оказали изменения федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга в данной сфере.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 декабря 2012 года № 1363 «О едином специально отведенном месте для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Санкт-Петербурга» было определено единственное в городе специально отведенное место на Марсовом поле.
14 февраля 2013 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление № 4-П, в котором особо оговаривается, что при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест. Конституционный Суд, в частности, постановил, что до внесения в правовое регулирование соответствующих изменений органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации при определении специально отведенных для проведения публичных мероприятий мест следует исходить из необходимости наличия таких мест как минимум в каждом городском округе и муниципальном районе.
6 июня 2013 года Уполномоченный провел рабочее совещание по вопросам практики применения Закона Санкт-Петербурга от 8 июня 2011 года № 390-70 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» с учетом изменений, внесенных в него в марте 2013 года. Во встрече приняли участие представители региональных отделений политических партий и общественных объединений и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга. Основными обсуждаемыми темами стали вопросы согласования времени и места проведения публичных мероприятий на территории Санкт-Петербурга и практика использования так называемого гайд-парка на Марсовом поле. Большинство участников совещания поддержали инициативу о размещении на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга информации о поступивших в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга уведомлениях о проведении публичных мероприятий и сообщениях о намерении использовать специально отведенное место (аналогично порядку, установленному в Москве).
По результатам совещания и в связи с принятием Конституционным Судом Постановления от 14 февраля 2013 года № 4-П Уполномоченный обратился к Губернатору Санкт-Петербурга с предложением рассмотреть возможность определения дополнительных специально отведенных для проведения публичных мероприятий мест, одно из которых могло бы находиться на Пионерской площади. В ответе Губернатора говорилось, что Правительству Санкт-Петербурга поручено подготовить проект соответствующего постановления. Однако такое постановление до сих пор не принято.
Серьезным препятствием для реализации права на свободу собраний является невозможность проведения публичных мероприятий вблизи зданий, занимаемых органами государственной власти, образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения. Прилегающие к ним территории ограничиваются окружностями с радиусом 50 метров от входа.
Как установил Конституционный Суд в Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П, при согласовании публичного мероприятия представители власти должны предложить организаторам такой вариант, который позволял бы реализовать доведение их требований до соответствующих адресатов.
К Уполномоченному поступило обращение председателя регионального отделения общественной организации «Российский студенческий союз», сообщившего об отказе Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга согласовать проведение 5 декабря 2013 года митинга на площади Академика Сахарова. Целью митинга являлось публичное обсуждение реорганизации факультетов СПбГУ, и этим было обусловлено место его проведения - в непосредственной близости от университета. Но поскольку площадь Академика Сахарова невелика, и к ней прилегают входы в несколько университетских корпусов, законного места для проведения митинга не нашлось.
Еще до окончательного принятия Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» Уполномоченный направил в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга рекомендации по его корректировке. Александр Шишлов предлагал, в частности, сократить перечень мест, где запрещается проведение публичных мероприятий, исключив из него Исаакиевскую площадь и территории, прилегающие к входам в здания, занимаемые органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также уменьшить размер территорий, прилегающих к входам в здания образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, на которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций. Данные предложения не потеряли своей актуальности и в текущем году.
В сентябре 2013 года должны были состояться выборы депутатов представительных органов местного самоуправления трех внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга - муниципальных округов № 15, Гражданка и Васильевский. Однако муниципальные советы вышеуказанных муниципальных образований в июле 2013 года продлили свои полномочия на год. Жители этих муниципальных образований подали заявления в Санкт-Петербургский городской суд. Однако судебное решение по муниципальному образованию Гражданка было вынесено только 9 февраля 2014 года. Действующий совет муниципального образования обязали назначить выборы на единый день голосования — 14 сентября 2014 года. Судебные решения по заявлениям жителей муниципальных округов № 15 и Васильевский по состоянию на конец февраля 2014 года не приняты.
В заключительной части своего доклада Уполномоченный напомнил, что в 2013 году отмечалось двадцатилетие Конституции Российской Федерации. "Наша Конституция провозглашает, что Россия - это демократическое правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что защита прав и свобод человека - обязанность государства. И наша цель - именно такая Россия. Страна, где человеческая жизнь и достоинство личности в каждодневной жизни признаются высшей ценностью и гражданами, и государством", - сказал Александр Шишлов.