Причиной недопущения проведения согласованного митинга на площади Ленина была названа водопроводная авария. Вечером 7 сентября представители Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга в устной форме сообщили организаторам митинга («Штаб Навального в Санкт-Петербурге») о повреждении и ремонте водопровода, предложив провести публичное мероприятие в удаленном от ранее согласованного месте – лесополосе Удельного парка. В связи с тем, что изменение органом власти согласованных ранее места, времени и условий проведения публичного мероприятия законодательством не допускается (законодательная норма разъяснена в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года), организаторы приняли решение провести митинг на площади Ленина.
9 сентября с 13.30 представители Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге находились рядом с заявленным местом проведения митинга.
Сквер вокруг площади Ленина был обнесен временными металлическими заграждениями с надписями «Проход запрещен. Опасно». Справа и слева была припаркована спецтехника ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Ремонтные работы проводились на правой полосе проезжей части напротив дома 3-1 по площади Ленина.
У Финлядского вокзала стояли автомобили с мотками армированной колючей ленты.
Рядом с выходом из метро «Площадь Ленина» на Финляндский вокзал находилось большое количество сотрудников правоохранительных органов. В проездах были припаркованы транспортные средства полиции и Росгвардии, автобусы для перевозки задержанных и поливальные машины.
К 13.40 на ступенях вокзала собралось около тысячи участников акции, к ним продолжали присоединяться сторонники. Основную часть собравшихся составляла молодежь. По оценкам наблюдателей, среди них были несовершеннолетние, в том числе школьники на вид не старше 12 лет.
Из микроавтобуса с надписью «Российские сети вещания и оповещения» транслировалось объявление о том, что проведение митинга на площади Ленина невозможно из-за водопроводной аварии, которая создает угрозу безопасности участников публичного мероприятия. Наблюдатели отметили, что объявление могли услышать только граждане, находящиеся в непосредственной близости от микроавтобуса (из-за шума было плохо слышно сообщение).
К 14.00 большая часть участников акции, а также случайно оказавшихся у Финляндского вокзала граждан, была заблокирована сотрудниками правоохранительных органов.
Представителями Уполномоченного и СМИ зафиксированы случаи неоправданно жестких силовых действий сотрудников правоохранительных органов с использованием спецсредств.
Группы участников акции, которым удалось обойти оцепление, начали проводить стихийные пикетирования и шествия. Один из пикетов был организован на площадке у выхода из метро «Площадь Ленина» на Боткинскую улицу.
Звучали призывы идти на Дворцовую площадь. Один из представителей Уполномоченного направился туда, однако участников акции не обнаружил. Проходы на площадь были перекрыты представителями полиции и Росгвардии.
Несколько тысяч участников акции по проезжей части неперекрытых правоохранительными органами улиц и проспектов направились в сторону Сампсониевского моста.
Проход на Сампсониевский мост оказался заблокирован сотрудниками полиции и Росгвардии.
Участники акции были смещены представителями правоохранительных органов с проезжей части и продолжили движение по тротуарам Пироговской набережной. В ходе движения граждане скандировали лозунги: «Мы здесь власть!», «Нет пенсионной реформе!», «Россия будет свободной!», «Хватит врать и воровать!» и др.
К 17.00 цепи сотрудников правоохранительных органов, двигающихся от Гренадерского и Сампсониевского мостов навстречу друг другу, окружили участников акции у дома № 19 по Пироговской набережной и начали по одному задерживать и доставлять в автобусы полиции.
Некоторым из оказавшихся в оцеплении гражданам стало плохо. Звучали просьбы о медицинской помощи и воде, на которые сотрудники правоохранительных органов не реагировали. Один человек потерял сознание, после чего его вывели из окружения. Потом отпустили нескольких рыдающих девушек.
У ряда сотрудников полиции жетоны были скрыты под бронежилетами. Идентефикационные номера сотрудников Росгвардии были нанесены сзади защитных касок, что затрудняло их фиксацию.
В.Н. Артеев
П.Г.Небензя
Перейти на страницу с отчетами о наблюдении за публичными мероприятиями