11.05.2020
С 5 по 11 мая к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову поступило 102 обращения (с начала апреля – 553), связанных с действием в городе режима повышенной готовности из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В ряде случаев сотрудникам аппарата Уполномоченного совместно с волонтерами и администрациями районов города удалось оперативно помочь заявителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В частности, получить продуктовые наборы беременной женщине из Выборгского района, лишившейся средств к существованию (детский парикмахер) и многодетной семье с 9 несовершеннолетними детьми из Красносельского района (не имеют регистрации в Санкт-Петербурге), единственный кормилец которой (отец) также остался во время эпидемии без работы.
Большинство жалоб к омбудсмену, как и
на прошлой неделе, касались проблем с реализацией медицинских и трудовых прав, права на свободу передвижения, необеспечения мер социальной поддержки и санитарно-эпидемиологических требований. По всем обращениям проводятся проверки, в т.ч. с привлечением контрольных и надзорных государственных органов, принимаются меры по защите, восстановлению и обеспечению прав граждан.
Проблемы с реализацией права на охрану здоровья и медицинскую помощь
Александр Шишлов неоднократно отмечал, что замалчивание проблем организации системы здравоохранения в нынешних условиях приводит к тяжелым и трагическим последствиям – к массовым случаям заражения в медицинских учреждениях, к гибели пациентов, врачей, медицинских сестер и санитарок.
Ежедневно появляется новая информация о вспышках коронавирусной инфекции в городских поликлиниках и стационарах, в т.ч. перинатальных центрах. 5 мая
в СМИ сообщалось о закрытии на карантин по коронавирусу родильного дома № 6 им. проф. В.Ф. Снегирева. 9 мая
на официальной странице роддома в социальной сети «ВКонтакте» была опубликована информация о возобновлении оказания специализированной помощи на всех отделениях.
Из переоборудованных в отделения инфекционных больниц учреждений (временные госпитали, развернутые в выставочном центре «Ленэкспо», в пансионате «Заря») поступают жалобы на необеспечение санитарно-эпидемиологических требований, ненадлежащие условия и невозможность получения передач (теплой одежды и лекарств). Пациенты Мариинской больницы сообщают об отсутствии горячего питания (еда доставляется в стационар в ланч-боксах, не разогревается).
Обеспокоенность вызывают сообщения о сложностях с получением не только плановой, но и экстренной медицинской помощи. Так, к Уполномоченному поступило обращение с просьбой о содействии в увеличении пропускной способности отдела госпитализации Городской станции скорой медицинской помощи.
Ситуация усугубляется отсутствием достоверной и официальной информации о потребностях в специализированном оборудовании и средствах защиты медицинских работников, рискующих здоровьем и жизнью, оказывая помощь больным в условиях эпидемии.
Ставшие известными случаи массового заражения коронавирусом персонала городских стационаров свидетельствуют о недостаточности предпринимаемых профилактических и защитных мер. Так, в НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, по официальным данным, 111 сотрудников заразились коронавирусом (по данным журналистов – 380), умерли три медицинских сестры и врач-гинеколог. Количество жертв COVID-19 среди петербургских медиков растет (по состоянию на 10 мая, известно о 16 смертях).
Дополнительные меры социальной поддержки медицинских работников, пострадавших вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусом
Александр Шишлов поддерживает данное решение Правительства Санкт-Петербурга, однако для реализации установленных гарантий
рекомендует изменить утвержденный Комитетом по здравоохранению
порядок признания медиков пострадавшими. По
оценкам омбудсмена, этот механизм не гарантирует защиту прав медицинских работников, так как приводит к конфликту интересов в связи с тем, что принятие решений зависит от мнения работодателей.
Введение новых ограничений, направленных на противодействие распространению коронавирусной инфекции
По мнению Александра Шишлова, продление в Санкт-Петербурге ограничений является обоснованным и может способствовать замедлению скорости распространения инфекции. Однако введение с 12 мая «масочного режима» при существующем дефиците средств индивидуальной защиты и спекулятивно высоких ценах на них - не может за один день изменить в городе ситуацию с ношением масок.
Очевидно, что
установка 200 автоматов по продаже СИЗ в вестибюлях станций метро (при том, что в Санкт-Петербурге 72 станции метро) не способна одномоментно обеспечить средствами защиты всех пассажиров. Поэтому буквальное исполнение требования с 12 мая использовать маски в общественном транспорте может привести к очередям при входе в метро, а значит - и к повышению риска заражения коронавирусом.
«Надеюсь, что «масочный режим» будет вводиться разумно и Санкт-Петербург не повторит печального опыта Москвы в первый день действия «цифровых пропусков». Полагаю, что в первые дни “масочного режима” следовало бы организовать при входе в метро бесплатную раздачу пассажирам защитных масок, как это практиковалось во многих крупных европейских городах», - отметил Александр Шишлов.
Проблемы, связанные с закрытием международного авиасообщения и государственных границ
Уполномоченный продолжает получать обращения петербуржцев, оказавшихся в трудной жизненной ситуации из-за невозможности вернуться в Россию.
По данным заявителей, для получения социальной поддержки в Генеральном консульстве РФ в Мумбаи от них требуют личного посещения представительства. Поскольку на территории Индии в настоящее время действуют карантинные ограничения, это фактически невозможен.
Некоторые граждане после заполнения электронной формы заявления об оказании помощи на портале госуслуг, получили информацию о допущенных ошибках, которые невозможно исправить самостоятельно (например, ошибки в базах данных). Так, гражданин М. безрезультатно заполнял анкету четырежды.
Для организации возвращения россиян Уполномоченный обратился в общероссийский и петербургский оперативные штабы по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции.
За содействием к Уполномоченному также обратилась семья граждан Финляндии К., проходящая в петербургском агентстве репродуктивных технологий программу суррогатного материнства в качестве генетических родителей (роды ожидаются до 20 мая). В связи с
ограничением въезда в Россию иностранных граждан, ребенок супругов К. на неопределенный срок может остаться без родительского попечения.
Александр Шишлов обратился в защиту прав финской семьи к заместителю председателя Правительства РФ, руководителю оперативного штаба
Татьяне Голиковой. По оценкам Уполномоченного, невозможность въезда в Россию в целях воссоединения семьи, особенно если речь идет об уходе за грудным ребенком, препятствует реализации права на уважение личной и семейной жизни, закрепленного статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
Помощь пострадавшим от домашнего насилия в условиях противоэпидемиологических ограничений
В связи с введением противоэпидемиологических ограничений (в т.ч. – изоляции семей), специалисты в сфере профилактики домашнего насилия, общественные и государственные деятели во всем мире заявляли о необходимости принятия дополнительных мер по защите находящихся в группе риска женщин, детей и пожилых людей. Эти выступления нашли
поддержку Генерального секретаря ООН.
С момента введения противоэпидемиологических ограничений петербургские НКО и государственные социальные учреждения отмечают увеличение количества обращений (по оценкам организаций-партнеров аппарата Уполномоченного – на 30 %), связанных с домашним насилием и самоуправством (в частности, отъемом/удерживанием отцами малолетних детей).
Так, например, в РОО «ИНГО» с начала 2020 года поступило 2 781 обращение о насилии в семье: 482 – в январе, 652 - в феврале, 795 - в марте, 852 – в апреле. В марте количество обращений выросло на 20 %, в апреле - на 30 %, что свидетельствует о росте домашней агрессии в режиме самоизоляции.
Учитывая, что пострадавших от насилия в семье во время действия на территории Санкт-Петербурга режима повышенной готовности фактически некуда направлять (с начала апреля государственные социальные квартиры-убежища закрыты), РОО «ИНГО» обратилась за помощью в предоставлении экстренных «горячих коек» к представителям отельного бизнеса. На сегодняшний день инициативу НКО поддержали четыре петербургских отельера, предложив более 20 помещений для размещения женщин с детьми при угрозе их жизни и здоровью.
***
Для снижения рисков распространения коронавирусной инфекции аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге временно перешел на дистанционную форму работы с заявителями. Приостановлен очный прием, за исключением случаев, когда требуется незамедлительная правовая помощь, которую нельзя оказать удаленно.
Согласовать удобную для заявителя форму дистанционной работы можно по телефону +7(812)241-46-77, а также по электронной почте mail@upchspb.ru или в переписке на официальной странице Уполномоченного в социальной сети Facebook.
Правовую консультацию можно получить через форму «Вопрос-ответ» на сайте upchspb.ru.
Совместно с Международной правозащитной группой «Агора» Уполномоченный проводит электронную линию правовой помощи гражданам в условиях ограничительных мер по противодействию распространению COVID-19.
Подать Уполномоченному заявление можно:
- через раздел «Подать заявление» на сайте upchspb.ru;
- по электронной почте mail@upchspb.ru.
Обращение можно также отправить по почте (190900, Санкт-Петербург, BOX1137), однако для снижения риска заражения коронавирусной инфекцией просим использовать почтовый способ подачи заявления лишь в крайнем случае, когда нет возможности сделать это в электронной форме.