На фоне пандемии коронавируса другие болезни в общественном сознании отошли на второй план. Отошли, но не исчезли. И тот, кто болеет не COVID-19, также нуждается в медицинской помощи и не понимает, когда просят подождать до окончания эпидемии. Именно в такую ситуацию попал Олег С. Пройдя курс терапии от гепатита С, он не может сделать исследование крови, чтобы скорректировать лечение. В поликлинике ему отказались делать анализ до тех пор, «пока не победим COVID».
2020 год начался для Олега С. очень тяжело. Встретил он его в коме. Несчастье случилось 30 декабря – на пешеходном переходе его сбил автомобиль. После новогодних праздников Олег пришел в сознание и постепенно пошел на поправку. А в самом начале весны выяснилось, что у него гепатит С. Поскольку к группам риска Олег не принадлежал, заподозрил, что заражение произошло в больнице. Но он не знал, как это доказать, и не стал тратить время и нервы. Важнее было вылечиться.
Олег за свой счет прошел рекомендованный ему курс терапии, и чтобы проверить его эффективность и скорректировать лечение, сдал кровь в районной поликлинике, однако результатов не получил, так как в лаборатории закончились реактивы. Олег попытался выяснить, каковы перспективы проведения этого исследования, и был возмущен ответом – в обозримом будущем поликлиника не планировала закупать реактивы.
В своем обращении к Уполномоченному по правам человека Санкт-Петербурге Александру Шишлову Олег справедливо отмечает: «Налоги я плачу вовремя, а когда помираю в муках, лечить меня необязательно».
Уполномоченный потребовал разъяснений у главного врача поликлиники, который подтвердил, что забор крови был произведен, но исследование не сделано «по причине отсутствия реактивов» (взятый биоматериал просто утилизировали), однако не назначили повторного анализа, ограничившись извинениями «за доставленные неудобства».
При этом известна позиция Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга по существу описанной выше проблемы. С 23 июня в городе возобновлено оказание плановой медицинской помощи, запрет на которую был ранее установлен Главным государственным санитарным врачом Санкт-Петербурга. Что касается пациентов с заболеваниями, при которых отсрочка оказания медицинской помощи может повлечь ухудшение, угрозу жизни и здоровью, то на их лечение коронавирусные ограничения никак влиять не должны.
Так считает городской Комитет по здравоохранению. Однако поликлиника, к которой территориально прикреплен Олег С., является структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, то есть – федерального учреждения. Поэтому Уполномоченный привлек к восстановлению конституционного права Олега на медицинскую помощь Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
По мнению Александра Шишлова, работа учреждений здравоохранения в условиях противоэпидемических ограничений, безусловно, требует организационной перестройки. Но препятствование в реализации важнейшего права человека на охрану здоровья теми, кто это право должен защищать, ничего кроме возмущения и обеспокоенности у омбудсмена не вызывает.