Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

После вмешательства петербургского омбудсмена гражданам Афганистана вернули детей

20 февраля 2019

20.02.2019

Сегодня Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов получил обращение адвоката Ольги Цейтлиной с просьбой о содействии в возвращении семье граждан Афганистана отобранных у них 19 февраля в отделе по Красносельскому району УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области четверых детей, один из которых грудной. Дети были направлены в больницу № 5 им. Н.Ф. Филатова, откуда их отказались вернуть родителям. 

В обращении к Уполномоченному сообщалось, что 19 февраля проживающие в Красном Селе граждане Афганистана Баракатуллах Хуссайнхель и Бэлкиса Хуссайнхелиль были приглашены в районный отдел Управления по вопросам миграции ГУ МВД (по телефону сказали, что для обсуждения их заявления об устройстве детей в детский сад и школу), после чего вся семья (родители пришли с детьми) была задержана и разлучена. Детей увезли в  больницу № 5 им. Н.Ф. Филатова (их изъятие было оформлено актами о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка, несмотря на присутствие отца и матери, а также наличие документов, подтверждающих родство), родителей – в 42 отдел полиции, где были составлены административные протоколы о незаконном нахождении в Российской Федерации, предусматривающие выдворение из страны (семья подала прошение о временном убежище в РФ в 2017 году, но получила отказ, в 2018 году решение Красносельского районного суда о выдворении было отменено Санкт-Петербургским городским судом). Отца доставили в Красносельский суд, из которого он был впоследствии отпущен (судебное разбирательство назначено на 25.02.2019), мать, которой стало плохо, когда семью разлучили, увезли в больницу. Документы матери не вернули. 

«Вечером 19.02. с паспортами детей и паспортом отца родители приехали в больницу, но детей им не только не отдали, но и не показали в больнице. Просим оказать содействие в возвращении детей их родителям», – написано в заявлении Ольги Цейтлиной

После вмешательства омбудсмена при оперативном содействии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и прокуратуры Красносельского района семья воссоединилась.

Воссоединенная семья Хуссайнхель на выходе из больницы № 5 им. Н.Ф. Филатова. Фото юриста аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Артема Куликова.

По оценкам Александра Шишлова, при задержании афганской семьи правоохранительные органы, в нарушение требований Конвенции о правах ребенка, не исходили из лучших интересов малолетних детей. Для предупреждения трагедий, подобных смерти в 2015 году разлученного с матерью младенца Умарали Назарова, необходимо, чтобы сотрудники органов внутренних дел имели четкое представление о необходимых и законных действиях в подобных случаях.

Александр Шишлов неоднократно отмечал, что в отличие от УПК РФ* действующий КоАП РФ не предусматривает какого-либо порядка обеспечения присмотра за детьми, оставшимися без попечения родителей, на период привлечения гражданина к административной ответственности. Следовательно, в отсутствие специального регулирования должно применяться общее законодательство, не допускающее отобрание ребенка без судебного решения иначе как при непосредственной угрозе его жизни или здоровью**.

Любое задержание человека, включая детей, должно иметь законное основание. Ребенок не может быть задержан только потому, что задержанным оказался его родитель.


* Статья 160 УПК РФ предусматривает, что если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимают меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.

** В соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Согласно статье 79 Семейного кодекса Российской Федерации, принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.

Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00