Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Петербургский омбудсмен выступил в Законодательном Собрании с ежегодным докладом

24 марта 2021

Сегодня омбудсмен Александр Шишлов представил в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Доклад о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в нашем городе в 2020 году.

«Уже второй раз из-за коронавируса мы вынуждены были отказаться от приглашения гостей, и я обращаюсь через Интернет к сотрудникам моего аппарата, к членам моего консультативного совета, к коллегам-правозащитникам с благодарностью за сотрудничество, за вашу работу, столь нужную для обеспечения прав и свобод человека в нашем городе.


Одним из показателей эффективности деятельности института Уполномоченного является динамика его востребованности, доверие граждан. За 9 лет моей работы количество поступающих за год обращений выросло в 4 раза.

Безусловно, в минувшем году на рост количества жалоб омбудсмену и просьб о правовой помощи повлияла пандемия COVID-19. Однако тенденция роста количества обращений наблюдается уже несколько лет. С одной стороны, это связано с большей информированностью людей об институте Уполномоченного. С другой стороны, рост востребованности помощи омбудсмена вызван нарушениями прав граждан теми, кто обязан их обеспечивать и защищать – представителями государства.

В 2020 году были приняты Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и новая редакция Закона Санкт-Петербурга «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге», укрепившие правовые основы этого государственного правозащитного института. Новая редакция петербургского закона об Уполномоченном стала результатом эффективного взаимодействия законодателей и омбудсмена. Петербургский закон по-прежнему выгодно выделяется в ряду других региональных законов, и я благодарю вас, уважаемые депутаты, за поддержку моих рекомендаций, за совместную законотворческую работу.

2020 год отличался двумя особенностями: на ситуацию с соблюдением прав человека повлияли пандемия коронавируса и изменение Конституции России.

Пандемия обострила и высветила многие существующие проблемы, прежде всего - в области защиты права на жизнь, здоровье и медицинскую помощь; заставила искать баланс между правами человека и их ограничениями, жизненно необходимыми в условиях эпидемии. Коронавирус принес в нашу жизнь много страданий, боли и горя, но он также способствовал росту гражданской солидарности и взаимопомощи в общей беде.


Особая роль в защите прав человека в 2020 году принадлежала медицинским работникам. Поэтому для художественного оформления доклада за 2020 год выбрана медицинская тема - петербургские больницы. Мы все благодарны медикам за профессионализм и самоотверженную работу.

Поправки в Конституцию России, принятые в 2020 году, формально не затрагивали ее вторую главу, посвященную гарантиям прав и свобод человека. Однако фактически изменение Конституции создало предпосылки для радикального изменения всего правового поля. Уже до конца года был принят ряд законов, ужесточающих государственный контроль и затрудняющих развитие гражданского общества, реализацию конституционных гарантий прав и свобод человека. А опробованная впервые процедура многодневного голосования и нормативное ограничение возможностей общественного наблюдения показали, что в случае их последующего применения на выборах существенно увеличится риск массовых фальсификаций результатов голосования.


В минувшем году в Санкт-Петербурге сохранялись многие правозащитные проблемы, отмечавшиеся в ежегодных докладах ранее. При этом продолжался и рост гражданской активности, стремления людей влиять на свою судьбу, противостоять несправедливости и неправде, отстаивать свои права», - сказал Александр Шишлов в начале своего выступления.



В начале пандемии подавляющее число обращений к Уполномоченному было связано со сложностями в реализации права на информацию. Люди жаловались на отсутствие доступной и достоверной информации, о порядке и сроках проведения диагностических исследований, выдачи листков нетрудоспособности, получения медицинской помощи и т.п. После обращения омбудсмена к Губернатору на сайте Администрации был оперативно создан специальный раздел о коронавирусе, однако мониторинг размещаемой там информации показывал, что она зачастую являлась неполной или неактуальной.


В начале пандемии отсутствовала и официальная информация о потребностях в средствах защиты медицинских работников, рискующих здоровьем и жизнью при оказании помощи больным коронавирусом. Руководители учреждений здравоохранения и органов государственной власти о наличии проблем не сообщали. Однако они были, в частности в маршрутизации потоков пациентов, в нехватке СИЗ, медицинского оборудования.

О случаях и причинах массового заражения коронавирусом в городских стационарах (НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, Покровской больнице и др.) становилось известно из сообщений врачей и пациентов. Сокрытие проблем в организации системы здравоохранения в условиях пандемии приводит к тяжелым последствиям, в том числе массовому заражению сотрудников и пациентов медицинских учреждений.


Запрет на ритуальные церемонии прощания со всеми умершими — вне зависимости от диагноза — был введен предписанием регионального Роспотребнадзора 8 мая, но не был опубликован. Это привело к «похоронной неразберихе». Лишь через 3 недели, после многочисленных обращений и публикаций СМИ Правительство Санкт-Петербурга и Роспотребнадзор договорились о снятии ряда необоснованных ограничений.

По-прежнему вызывает вопросы статистика заболеваемости. Осенью появились странные цифры заболеваемости (в публикуемых ежедневных данных длительное время число выздоровевших составляло ровно половину от числа заболевших). Как только на это обратили внимание, данные изменились. Но и сегодня нет 100% уверенности, что цифры, которые публикуются по заболеваемости, - правильные. Даже официальная статистика заболеваемости существует в двух разных вариантах: одна на основе данных Роспотребнадзора, другая – медицинских учреждений. И эти цифры различаются. К сожалению, доверять можно только статистике смертности.


Социальное неблагополучие и напряженность во время пандемии повлияли на рост преступности, увеличилось количество особо тяжких преступлений, убийств, преступлений ненависти.


В условиях самоизоляции усугубилась ситуация с насилием в семье.


В 2020 году в полицию поступило 6 703 заявления о домашнем насилии, где пострадавшей была женщина, из них только по 467 (7%) были возбуждены уголовные дела.

Недостаточность принимаемых мер для предотвращения семейно-бытового насилия приводит к трагедиям, подобным смерти 16 мая 2020 года многодетной матери после жестокого избиения гражданским мужем на глазах их детей. Уголовное дело было возбуждено лишь после того, как информация об обстоятельствах смерти женщины получила распространение в социальных сетях и СМИ.

В каждом своем Докладе Уполномоченный отмечает, что до сих пор в России домашнее насилие зачастую не считается преступлением, а рассматривается как внутрисемейное дело. Поэтому отсутствуют и эффективные правовые механизмы борьбы с домашним насилием. Важную роль в изменении отношения государства и общества к этому опасному явлению могло бы сыграть присоединение России к Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульской Конвенции) и принятие федерального закона о профилактике семейно-бытового насилия.

Еще в апреле 2020 года девять российских правозащитных организаций и объединений, помогающих жертвам домашнего насилия, в т.ч. петербургский «Кризисный центр для женщин», обратились в Правительство РФ с просьбой принять экстренные меры по предотвращению насилия в семье и защите жертв в условиях пандемии коронавируса. 17 июля семь НКО опубликовали Доклад о положении дел с домашним насилием в России в условиях карантина. Адекватной реакции органов государственной власти до настоящего времени нет.

Пандемия напомнила всем о хрупкости жизни и здоровья человека, о ценности и значимости работы тех, кто помогает их сохранять – медиков, многие из которых, спасая других, сами стали жертвами коронавируса.


На слайде – «Стена памяти», народный мемориал погибшим от коронавируса медикам на Малой Садовой улице, созданный по инициативе программного директора фонда «Астарта» Ирины Масловой и журналистки Галины Артеменко.

По окончании реставрационных работ его демонтаж был неизбежен. Постоянным местом памяти стал сквер на набережной реки Карповки рядом с Первым медицинским университетом, где установили скульптуру ангела по проекту Романа Шустрова, чью жизнь также унес коронавирус.

«Хотелось бы всех поименно назвать…». Эти слова о жертвах политических репрессий из «Реквиема» Анны Ахматовой в 2020 году получили еще одно трагическое прочтение. И усилия петербуржцев, сохраняющих имена тех, кто погиб от государственного террора, войн, блокады, тех, кто умер сейчас, выполняя свой врачебный долг, вселяют надежду, что память о безвинных жертвах поможет обществу осознать хрупкость человеческой жизни, научиться ее ценить и беречь.


8 сентября 2020 года, в День памяти жертв блокады Ленинграда, продолжилась традиция чтения списков имен погибших. Впервые эту акцию организовал в 2016 году петербуржец Юрий Вульф, создатель еще одного народного мемориала «Конная, д. 10. Память и имя».

В 2020 году при содействии Уполномоченного инициативу Юрия Вульфа по передаче мемориала городу поддержал губернатор, поручив Комитету по культуре рассмотреть возможность перевода его в государственную собственность по договору дарения. Однако в Комитете это сочли нецелесообразным, сославшись на необходимость «значительных материальных затрат на научную экспертизу документальных источников и эксплуатацию уличного IТ-оборудования».

Аналогичная пассивная позиция проявляется и в отношении созданной по инициативе Уполномоченного при Комитете по культуре Межведомственной группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. За последние два года не сделано практически ничего.

В период пандемии сотрудники учреждений здравоохранения первыми подверглись профессиональному риску заражения коронавирусом. Нарушения их прав вызывают особую тревогу.


Органы власти Санкт-Петербург были первыми, кто принял решение о предоставлении дополнительных единовременных выплат медикам, пострадавшим вследствие оказания помощи пациентам с коронавирусом и членам семей умерших медиков.

Однако на практике предоставление единовременных выплат вызывало многочисленные вопросы. Губернатором были поддержаны предложения Уполномоченного по изменению порядка признания медицинских работников пострадавшими - из акта о признании медицинского работника пострадавшим был исключено требование об установлении его вины за заражение (в процентах).

С 13 июля до настоящего времени в аппарате Уполномоченного работает телефонная горячая линия для сообщений о возможных нарушениях прав сотрудников учреждений здравоохранения.

Поступающие на горячую линию вопросы в 2020 году свидетельствовали о низком уровне информирования об основаниях и порядке получения стимулирующих и страховых выплат за работу с коронавирусными пациентами. Медики сталкивались со сложностями в признании их пострадавшими комиссиями медицинских организаций, с отказами в назначении единовременных выплат отделами социальной защиты районных администраций и Комитетом по социальной политике.

При этом порядок обжалования решений об отказе в предоставлении единовременной выплаты не был урегулирован, обжаловать отказные решения было возможно лишь в судебном порядке. С целью досудебного урегулирования подобных споров Уполномоченный предложил Губернатору создать при Комитете по социальной политике конфликтную межведомственную комиссию по рассмотрению заявлений медицинских работников о несогласии с решениями об отказе в предоставлении единовременной выплаты. В итоге предложение было поддержано. В состав Комиссии вошел представитель омбудсмена.


В 2020 году Комиссия восстановила права почти 80 медиков, в том числе пострадавших сотрудников Городской станции скорой медицинской помощи, - они получили единовременные выплаты. Работа Комиссии продолжилась в 2021 году – 23 марта состоялось первое заседание.

Значительное число поступивших к Уполномоченному в 2020 году жалоб петербуржцев на нарушение права на охрану здоровья вызвала приостановка оказания плановой медицинской помощи. Перепрофилирование медицинских учреждений и вынужденная изоляция вызвали рост смертности от хронических заболеваний.


В целом смертность за год выросла на 22,9 %, при этом в структуре причин смертности на первом месте остались сердечно-сосудистые заболевания, на втором - злокачественные образования, на третьем месте - коронавирус. Количество плановых госпитализаций в 2020 году снизилось на 20 % по сравнению с 2019 годом.


В мае к Уполномоченному поступило коллективное обращение пациентов Городской больницы № 15 о несогласии с решением о закрытии отделения гемодиализа в связи с перепрофилированием коек в инфекционные для приема пациентов с COVID-19. В октябре закрылось отделение гемодиализа в Николаевской больнице. 

Изменение маршрутизации гемодиализных пациентов привело к повышенной нагрузке на другие медицинские учреждения, и негативно отразилось как на прикрепленных к ним пациентах, так и на направленных из закрытых отделений перепрофилированных больниц. Люди вынуждены были ездить в другой конец города, нередко – по ночам, так как в дневное время у медицинских учреждений не было возможности провести эту жизненно необходимую процедуру. Некоторые клиники организовали развозку пациентов, но в основном пациенты, нуждающиеся в гемодиализе, добирались до места получения медицинской помощи и обратно самостоятельно.

С 2017 года Уполномоченный убеждал городское правительство и профильные комитеты Смольного в необходимости предоставления услуги «социального такси» людям, получающим заместительную почечную терапию. И, наконец, в этом году губернатор внес проект закона о соответствующих изменениях в Социальный кодекс Санкт-Петербурга.

Поддержка людей, оказавшихся из-за эпидемии коронавируса в сложном положении, - обязанность государства. Решения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки принимались как на федеральном, так и на региональном уровнях. Но такие решения, как и вводимые ограничения, не всегда были досконально продуманы и достаточны.


Сотрудники аппарата Уполномоченного были на постоянной связи с обращавшимися к нам людьми, застрявшими за рубежом из-за закрытия границ, помогали попасть на вывозные рейсы, содействовали в воссоединении семей.


Особое внимание Уполномоченный уделял помощи людям из наиболее уязвимых групп, которые во время пандемии столкнулись с новыми жизненными вызовами.

Так, потребовалось усилить контроль за обеспечением прав людей с психическими расстройствами в больницах - ведь во время эпидемии были введены ограничения на посещение их родственниками и волонтерами. В нарушение федерального законодательства главные врачи этих стационаров отказывали даже представителям ОНК, и для исключения случаев воспрепятствования общественному контролю в психиатрических больницах нам потребовалась поддержка прокуратуры Санкт-Петербурга, при содействии которой конфликты были урегулированы.

Важную роль в защите прав человека играют некоммерческие организации. Сильное гражданское общество и наличие разнообразных общественных организаций позволяют людям объединять усилия для эффективного содействия разрешению существующих проблем в различных сферах, что подтверждает активная деятельность петербургских НКО во время пандемии.

В нынешней ситуации роль НКО и других негосударственных организаций, оказывающих содействие органам государственной власти в выполнении социальных обязательств перед гражданами, в помощи людям из наиболее уязвимых групп, существенно возрастает. При этом эпидемия коронавируса обострила проблемы, с которыми они сталкиваются.


Многие петербургские негосударственные организации, входящие в реестр поставщиков социальных услуг, испытывают существенные затруднения, связанные с недостаточностью финансовых и материальных ресурсов, в том числе из-за задержки компенсационных выплат, изменения порядка их предоставления и сокращения финансирования. 

В 2020 году в статью 114 Конституции РФ были внесены поправки, декларирующие, что Правительство РФ осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики. Тем самым государство формально признало значимость роли гражданского общества. Однако фактически эта конституционная норма остается декларативной. Законодательство и правоприменительная практика развиваются в сторону ужесточения давления и контроля за гражданским обществом, уже существовавшие дискриминационные положения законодательства, регулирующего деятельность НКО, дополняются новыми ограничениями.


Ужесточение законодательства об «иностранных агентах» и расширение критериев для признания ими незарегистрированных общественных объединений и физических лиц происходило в 2020 году на фоне продолжения рассмотрения в ЕСПЧ жалоб на действия уполномоченных органов в отношении НКО, имеющих соответствующий статус. В 2020 году жалобы в ЕСПЧ подали Международный Мемориал и Правозащитный центр «Мемориал».

В 2020 году в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента, были внесены четыре петербургские организации, среди них - «Гуманитарное действие» (помогает наркозависимым) и «Свеча» (помогает людям, живущим с ВИЧ). Если они, как и другие НКО, не желающие работать под ярлыком «иностранного агента», прекратят свою деятельность, это негативно отразится на и так непростой жизни их подопечных.


28 декабря 2020 года в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, впервые были включены физические лица. Среди них – петербурженка Дарья Апахончич, художница и учительница-волонтер, обучающая мигрантов русскому языку, не имеющая никакого отношения ни к СМИ, ни к иностранным агентам. В феврале 2021 года Дарья Апахончич подала в суд административный иск к Минюсту.


Сохраняются хронические проблемы в сфере обеспечения права на жилище - неисполнение годовых жилищных планов и судебных решений по предоставлению социального жилья, снижение количества семей, получивших социальные выплаты на улучшение жилищных условий (увеличение только по программе «Жилье работникам бюджетной сферы»: 1106 семей, в 2019 году – 409). Среди незащищенных категорий, годами ожидающих жилье: граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, семьи, имеющие в составе детей-инвалидов, дети-сироты, инвалиды-колясочники, граждане, страдающие хроническими заболеваниями.

По состоянию на 1 января 2021 года в городе оставалось 65 400 коммунальных квартир.

В феврале 2021 года Законодательным Собранием был принят внесенный Губернатором закон, направленный на изменение подхода к расселению коммунальных квартир и исключению перепродажи комнат. Пока рано оценивать его преимущества в решении проблемы коммуналок, но ясно, что без кардинальных перемен ее решение растянется на многие десятилетия.


Особое значение для благополучия Санкт-Петербурга имеют вопросы сохранения исторического и культурного наследия.

Одной из уязвимых категорий остаются бесхозяйные памятники, представляющих художественную и историческую ценность, установленные в память о жертвах революций, гражданской и Великой Отечественной войн, блокады Ленинграда и политических репрессий. Такие памятники часто становятся жертвами вандалов. В 2020 году был вновь был поврежден памятник жертвам политических репрессий на Воскресенской набережной - «Метафизические сфинксы».

К сожалению, на практике задачи по сохранению исторического наследия являются приоритетными для специалистов и активистов – градозащитников. Бездействие же уполномоченных органов государственной власти и заинтересованность в реализации новых масштабных строительных проектов нередко приводит к уничтожению исторических зданий. Но градозащитники не сдаются и защищают права всех нас на доступ к культурным ценностям в суде.


Так, 27 октября 2020 года суд, удовлетворив иск группы активистов, отменил незаконное распоряжение КГИОП об отказе во включении в реестр ОКН исторического здания на улице Одоевского (медсанчасть завода им. М.И. Калинина), построенного в стиле ленинградского неоклассицизма. Охранный статус защищает здание от возможного сноса.


В 2020 году основным фактором, влияющим на возможность реализации гражданами права на свободу собраний в Санкт-Петербурге, стала пандемия.

В связи с введением ограничительных мер (в том числе с 30 апреля - полный запрет проведения публичных мероприятий, включая одиночные пикеты) кратно снизилось количество проведенных публичных мероприятий.

В условиях пандемии коронавируса приоритетной задачей является защита права на жизнь и охрану здоровья. Но ограничения права на свободу мирных собраний должны быть адекватным угрозе распространения инфекции и определяться исключительно санитарными причинами.

Однако фактически антиковидные ограничения применялись непоследовательно.


Так, если люди, участвующие в массовых публичных мероприятиях и одиночных пикетированиях, подвергались задержаниям и привлечению к административной ответственности, даже если они соблюдали социальную дистанцию и использовали СИЗ, то участники массовых культурных, спортивных и иных мероприятий к такой ответственности не привлекались.

Например, 2 августа в центре Санкт-Петербурга состоялся полу-марафон «ЗаБег.РФ», в котором, по данным организаторов, участвовали 8 тыс. человек.


При этом за день до этого события сотрудники полиции задержали около 20 участников стихийной публичной акции «Кормим голубей».


Очевидно, что марафон с участием 8 тыс. человек представляет большую угрозу распространения инфекции, чем публичная акция с 20 участниками.

Непоследовательность действий органов власти, ослабляющих запрет проведения массовых культурных, спортивных мероприятий, и при этом продлевающих его на одиночные пикеты, подрывает доверие к действиям властей и способствует распространению безответственного отношения людей к соблюдению мер индивидуальной защиты и социального дистанцирования.

В 2020 году после приятия постановлений Конституционного суда в петербургское законодательство о публичных мероприятиях был внесен ряд изменений, внести которые ранее рекомендовал Уполномоченный.

Так, был снят общий запрет на проведение публичных мероприятий возле органов власти. А вот ограничения на проведение мероприятий возле зданий, где находятся объекты образования, медицины, культуры фактически сохранились. Причем Уполномоченный участвовал в подготовке законопроекта, и он был внесен и в первом чтении принят в виде, соответствующем постановлению Конституционного суда, но потом с подачи комитета по законности во втором чтении были внесены поправки, и по факту, хотя и в других формулировках, запрет сохранился. Эта формулировка противоречит постановлению КС, поэтому снова придется возвращаться к этому вопросу.


В 2020 году, так же, как и в 2019 году, гражданами было активно востребовано лишь единственное специально отведенное место в городе - на площади Ленина. Однако теперь его нет. Дело в том, что новый «гайд-парк» на площади Ленина вместе с тремя другими был образован в феврале 2019 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга временно «до принятия закона Санкт-Петербурга, изменяющего нормы предельной заполняемости специально отведенных мест». А в 2020 году был принят закон, в котором устанавливалось, что эта норма не может быть меньше 500 человек, и теперь, по мнению правительства Санкт-Петербурга, постановление о четырех гайд-парках формально утратило силу.


И теперь гайд-парка на площади Ленина нет и, когда коронавирусные ограничения будут сняты, желающие уже не смогут им воспользоваться как специально отведенным местом для проведения публичных мероприятий в упрощенном уведомительном порядке, то есть без согласования.


Очень важное значение для защиты конституционного права на свободу мирных собраний в Санкт-Петербурге имеют четыре решения ЕСПЧ, вынесенные в 2020 году по жалобам на незаконные задержания граждан и иными неправомерные действия в ходе мирных публичных мероприятий в 2007-2014 годах. Суд констатировал нарушение статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и обязал Российскую Федерацию возместить истцам моральный вред и судебные издержки.

Грубые нарушения прав петербуржцев, которые были необоснованно, с применением силы, задержаны в ходе мирных публичных мероприятий и подвергнуты административному наказанию, были очевидны для российских правозащитников. К сожалению, для признания этих нарушений государством, для хотя бы частичного восстановления нарушенных прав граждан и торжества справедливости потребовались многие годы и привлечение международного суда.

Надеюсь, что эти решения ЕСПЧ повлияют на правоприменительную и судебную практику в Санкт-Петербурге в сфере реализации права на свободу мирных собраний.

Через полгода состоятся выборы депутатов Государственной Думы и Законодательного Собрания. Поэтому проблемы реализации конституционного права на участие в управлении делами государства, обеспечения избирательных прав приобретают особую актуальность и для жителей нашего города, и для вас, уважаемые депутаты – уверен, что большинство из вас настроены продолжить работу в интересах своих избирателей и получить депутатские мандаты на честных выборах.  

Важнейшим политическим событием 2020 года стало общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Выступая перед депутатами, Уполномоченный остановился на трех проблемах, выявившихся именно в Санкт-Петербурге по результатам рассмотрения жалоб и обращений граждан и мониторинга информации из разных источников, в том числе - от временной рабочей группы по мониторингу за ходом голосования СПЧ.


Первая проблема – это защита здоровья членов избирательных комиссий и избирателей. Несмотря на принятые меры защиты, проведение общероссийского голосования в условиях пандемии безусловно создавало дополнительную угрозу распространения коронавирусной инфекции среди организаторов и участников голосования. Так, тестирование на наличие COVID-19, согласно утвержденному Горизбиркомом порядку, прошли лишь 359 (менее 2% из более чем 20 000) членов избирательных комиссий, у 15 (4%) из них был выявлен COVID-19 и они были отстранены от работы. Можно лишь предполагать, сколько инфицированных членов избиркомов, не прошедших тестирования, принимали участие в работе комиссий и подвергали окружающих риску заражения. Кстати, горизбирком под предлогом соблюдения медицинской тайны отказался обнародовать сведения об избиркомах, в которых были выявлены случаи заражения COVID-19.


Вторая проблема - массовое принуждение сотрудников организаций, подведомственных органам исполнительной власти, к «откреплению» и участию в голосовании на определенных участках. Об этом свидетельствовали многочисленные публикации в СМИ и социальных сетях, десятки жалоб граждан, в том числе в ЦИК.

По мнению Уполномоченного, такие действия по принуждению лежат на грани преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ, они подрывают легитимность голосования, усиливают недоверие граждан к демократическим институтам.

На заседаниях Горизбиркома вопрос об административном давлении на граждан официально не обсуждался. При этом в ответе на запрос Уполномоченного Горизбирком сообщил, что принуждения голосовать в указанное время на указанном участке не было, а была лишь «разъяснительная работа, направленная на разграничение потоков участников общероссийского голосования».


Третья, и, пожалуй, самая серьезная проблема – это нарушения, обусловленные многодневным голосованием. Согласно официальным данным, 78,4 % петербуржцев, принявших участие в голосовании, проголосовали до дня голосования (в период 25-30 июня 2020 года). При этом во многих участковых комиссиях были отмечены нарушения порядка ведения списков участников голосования. Это создавало предпосылки для фальсификаций, в том числе для неоднократного голосования. Выявлялись факты выдачи бюллетеней неустановленным лицам вместо участников голосования, внесенных в списки избирателей.

К сожалению, большинство участников голосования, обнаруживших, что кто-то вместо них ранее получил бюллетень, не обратились в избирательные комиссии или правоохранительные органы с заявлениями о проверке случаев голосования вместо них неизвестных лиц, что затрудняет установление обстоятельств произошедшего.

Но даже при наличии таких заявлений проверки не проводились – в докладе приводятся соответствующие примеры, как и примеры, когда из ящиков извлекались сотни одинаково заполненных бюллетеней и т.п.


Приведенные в печатной версии доклада факты убедительно показывают, что при нынешнем состоянии избирательной системы проведение многодневного голосования создает благоприятные условия для возможности осуществления массовых фальсификаций и подрывает доверие к итогам голосования.

Еще одной особенностью года были нарушения избирательных прав граждан в связи с непроведением дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания по 21-му избирательному округу. Санкт-Петербург оказался единственным из 37 субъектов РФ, где избирательная кампания была приостановлена в связи с эпидемией, но не была возобновлена.

Горизбирком не принял решения о возобновлении избирательных действий и не обратился в ЦИК, имевшую полномочия определить сроки и порядок проведения выборов в соответствии с федеральным законом. Бездействие Горизбиркома привело к нарушению избирательных прав как 144 тысяч избирателей, зарегистрированных в округе, так и кандидатов.


Уполномоченный отметил и позитивные события 2020 года в сфере защиты избирательных прав. Судебными решениями были подтверждены нарушения, в результате которых в 2019 году избиркомы выдали мандаты кандидатам, которые на самом деле проиграли на муниципальных выборах. Суд восстановил нарушенные избирательные права, и мандаты были переданы тем, кто действительно выиграл. Речь идет о нарушениях на выборах в МС МО № 7, Остров Декабристов, Новоизмайловское, Московская застава, Черная речка (с 17 ноября 2020 года - МО Ланское).

В печатной версии доклада подробно рассматриваются эти ситуации, сегодня хочу лишь обратить ваше внимание, что на нарушения, которые были очевидны сразу и впоследствии были подтверждены судебными решениями, долгое время не реагировали должным образом ни избирательные комиссии, ни правоохранительные органы. Более того, уже после решений суда имели место факты уклонения от их исполнения избирательными комиссиями.

Ярким примером подобной позиции стала ситуация в МО Остров Декабристов. Несмотря на жалобы избранных депутатов и мои обращения в ТИК № 2 и СПбИК, меры по исполнению решения суда не принимались в течение трех с половиной месяцев. И только после вмешательства ЦИК, куда я обратился для защиты прав избранных депутатов, ТИК № 2 выдала депутатские мандаты кандидатам-победителям.

Игнорирование судебных решений, отсутствие адекватной реакции СПбИК и правоохранительных органов на грубые нарушения избирательных прав, подтвержденные судом, подрывают доверие граждан к важнейшим государственным институтам - выборам и судебной системе.


В основе многих нарушений избирательных прав в Санкт-Петербурге лежит порочная практика формирования избирательных комиссий.

Уполномоченный неоднократно отмечал, что систематическим нарушениям избирательных прав граждан способствует включение в их состав лиц, уже уличенных в нарушениях законодательства о выборах, а также работников органов государственной власти и местного самоуправления, что и создает механизм применения «административного ресурса». Без удаления из избирательной системы нарушителей и без разрыва существующих тесных связей избирательных комиссий с администрациями районов и муниципальных образований изменить ситуацию в избирательной системе Санкт-Петербурга не получится.

Однако порочная практика формирования избиркомов сохранялась и в 2020 году.


Из вновь назначенных членов ТИКов 63 на момент назначения работали в исполнительных органах власти, семь - в аппарате Законодательного Собрания, три - в аппарате СПбИК, два - в ТИКе № 14, 55 - в государственных организациях, 50 из которых действуют на подведомственных ТИКам территориях, 23 работали в местных администрациях МО, шестеро - в МС МО.

14 из 34 председателей новых ТИКов до назначения занимали должности государственной службы, в т.ч. в администрациях районов, на территории которых и будут работать эти ТИКи.

При этом 9 председателей ТИКов на момент назначения не имели опыта работы в избирательных комиссиях, а в состав ряда ТИКов были включены граждане, являвшиеся членами избирательных комиссий, нарушавших ранее законодательство о выборах, что создает благодатную почву для распространения негативного опыта нарушений избирательного законодательства.

При этом ни одна из 34 кандидатур, направленных ОО «Наблюдатели Петербурга», не была принята СПбИК.

Аналогичная порочная практика последовательно применялась СПбИК и при замещении вакантных мест в существующих ТИКах, и при формировании новых составов ИКМО.

Негативную оценку деятельности Горизбиркома дала ЦИК, констатировав системный характер его неудовлетворительной работы.


Выявленные в деятельности СПбИК нарушения в очередной раз подтверждают необходимость кардинального реформирования и кадрового обновления системы избирательных комиссий в Санкт-Петербурге.

В мае 2021 года истекают полномочия ТИКов № 1-30. Практика формирования их новых составов покажет, способна ли смена председателя СПбИК привести к изменению работы системы избирательных комиссий Санкт-Петербурга и проведению в 2021 году честных выборов.


Завершая свое выступление Уполномоченный выразил искреннюю признательность всем, кто способствовал обеспечению и защите прав и свобод человека в Санкт-Петербурге, и процитировал слова Михаила Сергеевича Горбачева, отметившего в этом марте 90-летие:

«XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека».


Смотреть видео выступления.

Полный текст Ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге в 2020 году.


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00