Уполномоченный также не был приглашен на заседание Горизбиркома 10 декабря 2019 года, на котором было принято Решение № 164-4 об исполнении Постановления ЦИК от 30 октября 2019 года. Данное решение, которое не содержит конкретных сведений о результатах рассмотрения информации, представленной Уполномоченным и «Наблюдателями Петербурга» в ЦИК, не поддержали пять из шести членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, назначенных по предложению политических партий, имеющих фракции в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга (КПРФ, ЛДПР, «Партия Роста», «Справедливая Россия» и «ЯБЛОКО»).
В решении СПбИК утверждается, что представленная Уполномоченным и ОО «Наблюдатели Петербурга» информация (неясно, какая и кем из них представленная) «о нарушениях законодательства на 34 избирательных участках носит предположительный характер и не имеет документальных подтверждений, по пяти избирательным участкам – относится к действиям ИКМО и судов Санкт-Петербурга», является результатом односторонней оценки и не позволяет понять, какие именно избирательные участки имеются в виду. Не указано, председателям каких территориальных избирательных комиссий предложено «включить в повестку дня заседаний вопрос о прекращении полномочий председателей 104 участковых избирательных комиссий», не приведены ни наименования данных УИКов, ни совершенные ими нарушения законодательства о выборах, ни основания, позволившие Горизбиркому сделать выводы о том, что данные нарушения имели место.
В решении не содержится правовой оценки грубых нарушений законодательства избирательными комиссиями, о которых Уполномоченный информировал ЦИК, и сведений о мерах, принятых для их предотвращения в будущем.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия оставила без внимания незаконную схему, использованную ИКМО Коломна, Черная речка и Чкаловское и заключавшуюся в принятии решений об отказе в регистрации кандидатов с их последующей отменой и принятием нового решения о регистрации кандидатов. Такая схема, по оценкам Уполномоченного, была рассчитана на дальнейшую отмену решений о регистрации кандидатов судом в связи с их принятием в незаконном порядке (в ряде случаев этот расчет оправдался).
Не были приняты меры для привлечения к ответственности ИКМО Владимирский округ, Коломяги, Озеро Долгое, Ржевка, Чкаловское и Черная речка, допустивших неоднократные отказы в регистрации кандидатов по основаниям, которые в отношении этих же кандидатов уже признавались незаконными Горизбиркомом или судом. Такие действия избирательных комиссий являются прямым основанием для инициирования Санкт-Петербургской избирательной комиссией их расформирования в судебном порядке после завершения выборов (статья 31 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), однако этого сделано не было.
Горизбирком не дал правовую оценку вопиющим фактам неоповещения либо несвоевременного извещения кандидатов о решениях, которыми ИКМО Коломна, Московская застава, Чкаловское и Черная Речка отказали кандидатам в регистрации. Данные грубые нарушения закона (141 статья Уголовного кодекса РФ) привели к утрате некоторыми кандидатами возможности обжаловать незаконные решения ИКМО и восстановить свое пассивное избирательное право. Проигнорирован грубейший факт неисполнения ИКМО Черная речка обращенного к немедленному исполнению решения Приморского районного суда, обязавшего избирательную комиссию зарегистрировать кандидата в депутаты муниципального совета МО Черная речка по избирательному округу № 2 (судебное решение от 19.08.2019 № 2а-9851/2019 вступило в законную силу 27.08.2019, но не было исполнено; неисполнение решения суда влечет расформирование комиссии).
По фактам грубых нарушений избирательных прав граждан в адрес Горизбиркома судами Санкт-Петербурга было направлено как минимум пять частных определений, однако ни одно из них на заседаниях СПбИК не рассматривалось (частное определение Октябрьского районного суда от 29.07.2019 № 2а-4558/2019 в отношении ИКМО Коломна, частные определения Приморского районного суда от 02.09.2019 № 33а-23367/19, от 05.09.2019 №33а-23571/19, №33а-23572/19 и 33а-23779/19 в отношении ИКМО Черная речка.). СПбИК в отношении этих ИКМО никаких мер принято не было.
После дня голосования в Горизбирком поступило более 1500 жалоб на нарушения избирательного законодательства. Обладая информацией о грубых нарушениях избирательных прав граждан (в т.ч. числе о «каруселях», вбросах, аномально высоких процентах «надомного» голосования и т.д.), Санкт-Петербургская избирательная комиссия не организовала их проверку. Нарушения не проанализированы, виновные в их совершении не установлены.
Не выяснены причины аномально высокого уровня голосования вне помещений ряда избирательных участков Фрунзенского, Красногвардейского, Московского, Выборгского и некоторых других районов (в т.ч. экстерриториальных избирательных участков). В частности, на выборах Губернатора Санкт-Петербурга на территориях, подведомственных ТИК № 23 и ТИК № 29, доля досрочного голосования равнялась 10,4 %; особенно высокой эта доля была на экстерриториальных избирательных участках, образованных в Псковской области: на участке № 2378 в Гдове на дому проголосовали 77 % избирателей, на участке № 2380 в Невеле – 88 %, на участке № 2384 в поселке Плюсса – 86,7 %, на участке № 2394 в деревне Цапелька – 93,4 %. Доля избирателей, проголосовавших вне избирательных участков в избирательном округе № 216 МО Купчино, составила 18,4% (для сравнения, на выборах 2014 года – 1,9%), а на избирательном участке № 2082 этого округа – 41 % (в 2014 году – 0,8 %).
Не проведен анализ причин повторного установления итогов голосования в 36 участковых избирательных комиссиях (Екатерингофский, Купчино, Лисий Нос, Московская застава, Озеро Долгое, Оккервиль, Остров Декабристов, город Пушкин, Рыбацкое, Шувалово-Озерки, Юнтолово, № 7 и 21), в результате которого 12 кандидатов, входивших в число победителей по результатам первоначально установленных итогов голосования, лишились депутатских мандатов (6 – от партии «ЯБЛОКО», 2 – от «Партии Роста», 2 самовыдвиженца, 1 кандидат от КПРФ, 1 – от партии «Справедливая Россия»), а 12 других кандидатов, не входивших в число победителей по результатам первоначально установленных итогов голосования, получили депутатские мандаты: 8 – от партии «Единая Россия», 2 – от ЛДПР, 1 самовыдвиженец, 1 – от партии «Родина»).
Изменения при повторном подсчете первоначально установленных итогов голосования на десятки и даже сотни голосов не могут быть объяснены исключительно техническими причинами.
В 22-м округе МО Остров Декабристов итоги голосования первоначально были установлены с помощью КОИБов, но после повторного ручного подсчета на семи избирательных участках количество голосов, полученное одним из кандидатов неожиданно увеличилось на 948, другим – на 622. Кроме того, из поступивших жалоб кандидатов, у которых «отобрали» победу, следовало, что результаты выборов в 22-м округе МО Остров Декабристов фактически не были определены (их поддержали 4 из 8 членов ИКМО). Жалобы кандидатов в Горизбирком остались без рассмотрения. И только 20 декабря Василеостровский районный суд признал безосновательным решение ИКМО Остров Декабристов о повторном подсчете голосов.
Без надлежащего внимания оставлены сообщения о нарушениях прав членов избирательных комиссий и наблюдателей, прежде всего – случаи применения насилия к некоторым из них в день голосования (в т.ч. рядом и непосредственно на избирательных участках Адмиралтейского, Выборгского, Московского, Петроградского, Приморского и других районов).
Горизбирком неоднократно заявлял, что избирательные комиссии (в т.ч. УИКи) не могут влиять на данный процесс, поскольку применение насилия относится к компетенции правоохранительных органов. Однако председатели УИКов в силу закона имеют полномочия следить за порядком в помещении для голосования (пункт 11.1 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») и обязаны принимать меры для восстановления общественного порядка, в т.ч. при бездействии присутствующих на избирательном участке сотрудников полиции (путем обращения к ответственным представителям от руководства территориальных органов внутренних дел, при их отсутствии – к дежурным прокурорам).
Выводы об отсутствии нарушений Горизбирком в ряде случаев основывает на информациях УИКов и ТИКов, воспринимая их как достоверные, без какой-либо перепроверки (например, ИКМО Черная речка – об отсутствии фактов вбросов избирательных бюллетеней на избирательных участках № 1801 и 1809).
Особую обеспокоенность Александр Шишлов выразил в связи с кадровой политикой Горизбиркома: «Недопустимо включать в составы избирательных комиссий граждан, уже уличенных в нарушениях. Следует искоренить и порочную практику включения в состав комиссий работников местных и районных администраций, сотрудников аппаратов иных государственных органов. Именно это создает механизм применения административного ресурса».
Так, из 14 членов территориальной избирательной комиссии № 29, исполнявшей на прошедших выборах полномочия ИКМО № 75 и Балканский, пять человек работают в администрации Фрунзенского района, один – в администрации муниципального образования, один – в Администрации Санкт-Петербурга и еще один является помощником депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Показательно, что трое из перечисленных работников администрации Фрунзенского района, как и председатель ТИК № 29 (ранее возглавлявший ТИК № 10, а затем трудоустроенный в администрацию МО) включены в состав комиссии уже в ходе избирательной кампании 2019 года.
Характерными примерами этой «порочной кадровой политики» являются ИКМО Ржевка (из 8 членов ИКМО 6 человек на момент назначения работали в муниципальном образовании Ржевка, 4 из них назначены по предложению СПбИК, включая председателя), ИКМО Сергиевское, расформированная по решению суда (из 8 членов ИКМО трое на момент назначения работали в муниципальном образовании Сергиевское, двое из них назначены по предложению СПбИК), Пулковский меридиан (из 8 членов ИКМО трое на момент назначения работали в местной администрации МО Пулковский меридиан, двое из них назначены по предложеню СПбИК).
«Очевидно, что избирательная система Петербурга нуждается в реформировании, однако упразднение ИКМО проблемы, связанные с недоверием граждан к выборам, не решит. Одной из главных причин нарушений, повторяющихся каждую избирательную кампанию, является безнаказанность нарушителей, связанная как с отсутствием надлежащего контроля со стороны Горизбиркома, так и с бездействием правоохранительных органов.
Без удаления из избирательной системы нарушителей избирательных прав граждан и без разрыва существующих тесных связей избирательных комиссий с администрациями районов и муниципальных образований изменить ситуацию в избирательной системе Санкт-Петербурга не удастся», – сказал Александр Шишлов, подчеркнув, что объективная оценка прошедшим выборам и нарушениям избирательных прав граждан в Санкт-Петербурге в пределах компетенции Горизбиркомом не дана, мнения Уполномоченного и «Наблюдателей Петербурга» не услышаны.
Уполномоченный выразил надежду на продолжение совместной работы с ЦИК по оздоровлению избирательной системы Санкт-Петербурга и контролю за формированием составов избирательных комиссий в Санкт-Петербурге (прежде всего – новых ТИКов) с целью недопущения включения в составы комиссий лиц, допустивших нарушения избирательных прав граждан, проявивших ангажированность или некомпетентность, а также имеющих тесные связи с администрациями муниципальных образований, районов и города.
В Постановлении ЦИК от 25 декабря 2019 года № 236/1753-7 меры, предпринятые Санкт-Петербургской избирательной комиссией по установлению фактов нарушения закона со стороны избирательных комиссий, были признаны неудовлетворительными. Повторный анализ Горизбиркому поручено провести до 1 марта 2020 года.