Какие ассоциации возникают при упоминании термина «лицо без определенного места жительства»? В обывательском понимании бездомные – это необразованные, асоциальные люди, страдающие от вредных привычек. Однако это мало соотносится с действительностью.
Граждане лишаются жилья по разным, не всегда зависящим от них причинам. И далеко не всегда ведут бродяжнический образ жизни. У них такие же права, как у всех, но сложностей в повседневной жизни – гораздо больше. А теперь добавилась еще одна – лица без регистрации рискуют лишиться социальной защиты в случае несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При посещении отделения Центра учета и социального обслуживания граждан РФ без определенного места жительства на Смоленской улице Светлана Агапитова общалась с теми, кто когда-то приходил сюда за справками: кто-то лишился жилья, потому что не потянул ипотеку; кого-то родственники сняли с регистрации (к примеру, после развода и раздела имущества); кто-то продал недвижимость, потому что срочно требовались крупные денежные суммы на лечение и т.д.
Все эти люди – прилично одеты, живут не на улице, а в съемных квартирах, пользуются социальными и медицинскими услугами. Их дети посещают образовательные учреждения, а сами взрослые – честно работают, чтобы обеспечить себя, своих близких и, возможно, когда-нибудь закрыть свой «жилищный вопрос», чтобы навсегда забыть о неприятном статусе «бездомный».
По закону, у граждан без жилья такие же права, как и у всех остальных. Тем не менее, они нередко сталкиваются с проявлением дискриминации «по имущественному признаку», получают отказы в государственных органах и учреждениях, что делает данную категорию людей уязвимой. Поэтому Уполномоченный по правам человека уделяет особое внимание защите их прав.
В частности, Светлана Агапитова обратила внимание на разрабатываемые на федеральном уровне проекты Административных регламентов предоставления государственных услуг, которые сформулированы так, что причиной для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления Услуги, является обращение заявителя (представителя) за Услугой не по месту жительства или месту пребывания.
Например, в конце марта на федеральном портале появился проект Административного регламента Фонда пенсионного и социального страхования РФ, касающийся оплаты дополнительных расходов по реабилитации работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Из документа следует, что без регистрации по месту жительства или месту пребывания сотрудник Фонда не сможет оказать заявителю данную услугу. При наличии таких формулировок в Административном регламенте сотрудники Фонда в обязательном порядке будут требовать от заявителей наличия регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Светлана Агапитова пришла к выводу, что такое требование Административного регламента противоречит существующим нормативным правовым актам, имеющим бОльшую юридическую силу.
Так, к примеру, Трудовой кодекс запрещает какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление преимуществ при заключении трудового договора на основании наличия или отсутствия регистрации*.
Кроме того, Закон об обязательном социальном страховании** в качестве одного из принципа указывает гарантированность прав застрахованных граждан. В частности, это касается дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, за исключением оплаты расходов на лечение после тяжелого несчастного случая на производстве. В этом случае расходы оплачиваются страховщиком, если учреждением МСЭ установлено, что застрахованный нуждается в помощи или уходе в соответствии с программой реабилитации.
Положение об оплате дополнительных расходов на реабилитацию*** также не содержит требований в части обращения заявителя по месту жительства или пребывания, а также не предусматривает предоставление документа, подтверждающего регистрацию.
Все эти доводы Светлана Агапитова изложила в инициативном письме, которое направила Министру труда и социальной защиты РФ Антону Котякову.
Министерство труда и социальной защиты РФ совместно с Фондом пенсионного и социального страхования РФ рассмотрело обращение Уполномоченного по вопросам, касающимся разработки административных регламентов в части предоставления услуг лицам без постоянной и временной регистрации и согласилось с приведенными аргументами.
«В настоящее время Административный регламент находится на межведомственном согласовании. При доработке Регламента Ваши замечания будут учтены», - сообщает Статс-секретарь-заместитель министра Андрей Пудов.
Положения, предполагающие отказ заявителю, обратившемуся не по месту жительства, в дальнейшем исключат.
*ч.2 ст.64 ТК РФ
** Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
*** Постановление Правительства РФ от 15 мая 2006 г. N 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».