Побывав недавно в Красносельской межрайонной организации Всероссийского общества слепых (ВОС), Светлана Агапитова решила более детально изучить специфику и проблемы этой категории людей с особенностями здоровья. Начать Уполномоченный решила с культурной нивы – она посетила Санкт-Петербургскую государственную специальную центральную библиотеку для слепых и слабовидящих.
Учреждение это поистине уникально, и не верится, что такое многообразие деятельности и предоставляемых услуг таится под скромным названием «библиотека». Правильнее бы было сказать, что в стенах здания на Стрельнинской улице не просто читают книги слепые и слабовидящие люди. Здесь живет интеллектуальная среда, помогающая людям с особыми потребностями войти в культурную, социальную и научную жизнь общества.
О работе учреждения и своих коллег Светлане Агапитовой рассказала директор библиотеки Ольга Устинова. Богатейшие фонды содержат более 655 тысяч единиц хранения. Помимо литературы, изданной рельефно-точечным шрифтом Брайля здесь есть электронные ресурсы, тактильные издания, видеоматериалы, плоскопечатные книги и брошюры, грамзаписи. Предметом особой гордости является богатейшая коллекция «нотного Брайля». Кстати, внедрение сравнительно нового формата — «тактильные книги» началось именно в этой библиотеке в 1995-м году.
Сегодня Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих является одной из крупнейших в России и выполняет функции методического и регионального центра для коллег Северо-Запада. В ней объединяются опыт и новые технологии, открывая свободный доступ к информации, знаниям и культурному наследию.
Ежегодно библиотека обслуживает свыше 13 тысяч читателей и имеет богатейший опыт работы с незрячими пользователями. Также действуют передвижные пункты в Ленинградской области. Практикуется и надомное обслуживание тех, кому по состоянию здоровья до библиотеки не добраться.
В здании библиотеки проходят научные конференции, круглые столы, семинары для сотрудников различных учреждений культуры и образования. Партнерами в реализации многочисленных проектов являются коррекционные школы, дошкольные образовательные учреждения, университеты, музеи и другие организации Санкт-Петербурга и России.
Как рассказала Ольга Устинова, основной контингент их читателей составляют люди, потерявшие зрение во взрослом возрасте. И это представляет существенную сложность, поскольку они не владеют техникой чтения шрифта Брайля, и в целом нуждаются в адаптации к новым условиям жизни. Например, недавно библиотека выполняла очень сложную работу – аудиоверсию справочника по математике. Такая необычная потребность возникла как раз у взрослого человека, недавно утратившего способность видеть. Он хороший программист, а справочник необходим ему в работе. А поскольку азбукой Брайля он еще не овладел, единственным доступным форматом была звуковая книга.
Издания по математике вообще очень востребованы. Специалисты отмечают, что среди незрячих людей очень много талантливых и способных не только к музыке, но и к этой точной науке.
Те, кто с рождения лишен возможности видеть, адаптируются постепенно, проходя этапы развития и формирования личности. Дойдя до периода получения профессионального образования, они, как правило имеют возможности для этого – владеют азбукой Брайля и знают все доступные формы получения знаний. Хотя, как заметила Ольга Устинова некоторые родители не считают необходимым, чтобы ребенок освоил Брайль. Ведь есть аудиокниги и компьютерные технологии, позволяющие получать информацию. Между тем, те люди, которые успешно получили высшее образование и впоследствие реализовались в интеллектуальных сферах, говорят, что без чтения (шрифта Брайля) это было бы невозможно.
Из проблем в сфере образования Ольга Устинова отметила обеспечение учебников для обучения в университетах. Заранее неизвестно куда пойдет учиться незрячий подросток и какие конкретно материалы ему понадобятся. Кроме того, образовательные программы меняются, появляются новые источники, а «перевод» в доступные для слепых форматы требует времени.
Светлана Агапитова обошла залы и рабочие пространства библиотеки. Специалисты продемонстрировали книги, которые можно не только трогать и слушать, но и нюхать. К примеру, одна из составляющих книги «Один день на даче» – коробка с баночками, которые содержат различные запахи. Открыв наощупь окно в сад, можно насладится запахом травы после дождя. А подборка басен Крылова позволяет ощутить мягкую шерстку плутовки и тот самый сыр, из-за которого разыгралась вся воронья драма.
Ну а в Технохабе специалисты продемонстрировали такие необходимые для незрячих людей современные устройства, как тифлофлешплеер (прослушивание аудиокниг) и «дисплей Брайля» (компьютерное устройство ввода-вывода).
Изучив все это волшебство тактильного восприятия, петербургский Уполномоченный вдруг задала неожиданный вопрос еще об одном увиденном чуде: «А кто у вас так вычистил тротуар около здания? Районные службы помогают, чтобы облегчить незрячим людям путь к образованию и культуре?».
Слегка опешив, директор библиотеки вздохнула: «Да ну что вы… Сотрудники наши, у кого дел срочных не было, взяли лопаты, скребки, ломы, пошли и все почистили…»
«Создание среды для незрячих людей – это отдельный и специфический мир, - говорит Светлана Агапитова. – Мне важно понимать, как он устроен, чтобы видеть проблемы.
Конечно, обо всех трудностях этих людей даже в такой продвинутой библиотеке не узнаешь – она в основном работают в сфере культуры и образования. Поэтому я планирую посетить и общество слепых, чтобы изучить и бытовую составляющую жизни без зрения».