Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Бытовые трудности и трудовые будни женского исправцентра

04 февраля 2025

В исправительном центре при колонии № 5 Светлана Агапитова была полтора года назад. Это небольшое подразделение системы исполнения наказаний ничем не привлекало внимание петербургского Уполномоченного. К тому же в недалеком будущем маячили перспективы улучшений: ремонтные работы и преобразование в исключительно женское учреждение…

Прошло время, мужчин перевели в ИЦ № 1, ремонт сделали, а в приемную Уполномоченного вдруг стали приходить жалобы. Разобраться в том, почему за позитивными переменами последовали недовольства, Светлана Агапитова решила на месте и отправилась в поселок Металлострой навестить подопечных Участка, функционирующего как исправительный центр при ИК-5 (УФИЦ).

 

За последние несколько месяцев из разных источников Уполномоченному стала поступать информация о том, что в исправцентре при колонии № 5 не все благополучно. Были и обращения, направленные официальным путем от тех, кто находится в учреждении и их родственников.

 

Ускоренная социализация

Основная претензия касалась сокращения времени пребывания за пределами исправцентра. Основная идея функционирования подобных учреждений – постепенная адаптация людей, прошедших через места лишения свободы к законопослушной жизни. И заключается она не только в том, что человек работает на предприятиях, не относящихся к системе исполнения наказаний, но и регулярно проводит время с родственниками, ходит в магазины, готовит себе еду и сам себя обслуживает в бытовом смысле. При этом, общение с близкими – важная составляющая социализации.

Отбывающие наказание и их родственники жаловались на то, что время пребывания за пределами исправцентра сократилось до 3-5 часов. Учитывая неудобное расположение и плохую транспортную доступность учреждения этого лимита некоторым хватает, чтобы только доехать до места проживания семьи и вернуться, не нарушив распорядок. Заявители высказывали вполне логичные сомнения в том, что такое экспресс-общение поможет успешной социализации.

Петербургский Уполномоченный обратилась за официальными разъяснениями ситуации к руководству Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Выяснилось, что время пребывания за пределами исправцентра действительно было сокращено. Но это временная мера, связанная с проведением ФСИН России инспектирования деятельности петербургского управления. Она была введена, чтобы осужденные получили возможность личного обращения к представителям головного ведомства. То есть, сокращая время общения с родственниками, обеспечивали контакт с сотрудниками ФСИН России. Но, увы, не все оценили предоставленную возможность…

Также в официальном ответе говорилось о том, что эта мера действовала только на период проверки и по ее окончании была отменена. Расписание вернулось в привычный формат.

 

Трудовые будни

Иные недовольства касались в основном ряда бытовых неудобств в жилом корпусе. Отдельные источники утверждали, что женщин заставляют убирать снег и лед на территории Исправительной колонии № 5. Также Светлану Агапитову интересовало состояние трех беременных осужденных, находящихся в центре.

На вопросы петербургского Уполномоченного ответила встретившая ее начальник УФИЦ Жанна Борисова. Что касается подопечных, пребывающих в интересном положении – тут все под контролем. Они находятся на легких работах, наблюдаются медиками. С устройством после рождения ребенка также есть ясность.

Информация о привлечении к уборке снега на территории ИК №5, по словам руководителя исправцентра, не соответствует действительности. Колония мужская и вход туда женщинам из УФИЦ категорически запрещен. Кроме того, там и без того есть кому убирать. Проживающие в центре следят за порядком только в своем жилом корпусе и на небольшом прилегающем участке.

В настоящее время в УФИЦ находятся 60 женщин – это максимальное количество, которое здесь можно разместить. Трудоустроены осужденные на пяти предприятиях, в числе которых крупный ритейлер и большая типография. Средняя заработная плата – около 47 000 рублей. С лесопилкой, на которую ранее тоже направляли осужденных, отношения прекратили – неконкурентная оплата труда…

В целом у работодателей претензий нет, разве что за исключением одной женщины. Она уже успела проявить себя на всех пяти предприятиях – в четырех от нее отказались, на пятом ситуация в состоянии активного конфликта. Причина везде одна и та же – обостренные отношения в коллективе. Не остается в долгу и сама осужденная – тоже пишет на всех жалобы. Кстати, самые объемные обращения в адрес Уполномоченного тоже поступили от нее и ее родственников.

Правда, когда Светлана Агапитова переговорила с ней лично, выяснилось, что сейчас претензий практически нет. С продолжительностью выходов за пределы центра вопрос решился, а в последнем обращении осужденная жаловалась на невозможность обратиться за разъяснениями отдельных пунктов правил внутреннего распорядка в Главное управление ФСИН. Однако, к настоящему моменту она это сделала и ждет ответа…

Петербургский Уполномоченный рекомендовала администрации исправцентра привлечь к работе с этой женщиной психолога. Ведь напряженные отношения в коллективах предприятий-работодателей могут очень серьезно отразиться на ее будущем. Рано или поздно за конфликтами последуют взыскания, а там недалеко и до передачи документов в суд и последующим возвращением в колонию… Кстати, умение выстроить нормальные отношения в рабочем коллективе – тоже важная часть исправления и социализации.

 

Отдельные трудности бытия

Бытовые условия в исправцентре петербургский Уполномоченный отправилась изучать сама. Кстати, время визита неслучайно было выбрано вечернее – когда все возвращаются с работы и места общего пользования особенно востребованы.

В санузлах, как и планировалось ранее, был сделан ремонт. В результате – из двух туалетов и двух душевых, остались по одной комнате каждого назначения только на первом этаже. Объяснили это тем, что теперь в центре только женщины, и нет нужды в дублировании санузлов. Логика спорная, учитывая, что там проживают 60 человек, которые примерно в одно и то же время собираются на работу и возвращаются с нее, а сантехника имеет свойство периодически ломаться. А для беременных и пожилых женщин, ночное путешествие на другой этаж – не самая лучшая затея. Все-таки, туалет на этаже – не роскошь в век искусственного интеллекта и компьютерных технологий, даже если речь идет об исправцентре.

С другой стороны, можно было бы рассчитывать, что такое преобразование скажется на повышении качества. Внешне – все так и есть. Светлая плитка, современная сантехника, кабинки с занавесками – все смотрится очень прилично. Но вот на практике – все не совсем так.

К примеру, по чьей-то необъяснимой прихоти в душевой нет батареи. Естественно, что там, мягко говоря – не жарко. Вокруг единственного вентиляционного окна уже поселилась плесень.

Администрация объяснила это тем, что проживающие не включают вентиляцию, которую специально делали для уменьшения влажности. Наверное, так и есть, но, учитывая отсутствие отопления, включить еще и вытяжку захочет только безумный…

После общения с осужденными выяснился и еще один нюанс. Вода нагревается бойлерами, и те, кто пришел не в первых рядах частенько домываются холодной – помыться сразу всем ее не хватает.

Похожая история со стиральными машинами: одна сломалась, а на две работающие – очередь. Кому не удается втиснуться в плотный график стирки – везут на выходных грязные вещи домой…

Когда Светлана Агапитова заглянула в кухню-столовую, там было людно – по распорядку дня был прием и приготовление пищи. Из четырех электрических плит одна использовалась как подставка, у остальных – конфорки работали не все.

Посадочных мест за столами не более двух десятков и как должны успеть позавтракать 60 человек не очень понятно. Объемы холодильников, по словам осужденных – тоже впритык. А ведь здесь каждый сам заботится о своем питании и возможность сходить в магазин есть не каждый день.

Все эти неудобства – следствие того, что из двух кухонь-столовых, также, как и в случае с санузлами – оставили одну. Такая вот «оптимизация»…

«Понимаю, что все эти трудности не критичны, особенно для тех, кто оказался в исправцентре после колонии, - говорит Светлана Агапитова. – Но все-таки, это такие мелочи, которые могут очень серьезно портить быт.

Цель ведь в том, чтобы человек исправлялся трудом и социализацией, а не холодным душем и очередью к «стиралке». Лучше пусть больше думают об адаптации в свободной жизни, чем о том, как им помыться, придя с работы.

Можно же все это привести в порядок, тем более, что многое уже сделано. Не хватает только хозяйского подхода, чтобы все что есть – работало».


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00