Автодорожный путепровод между станциями Дибуны и Белоостров, а также развязку Западного скоростного диаметра с Белоостровским шоссе торжественно открыли в сентябре 2019 года. Открыли, как нередко бывает, с недоделками, потом подрядчик обанкротился, а ФГУП-заказчик уже длительное время находится в стадии ликвидации. Поэтому участок дороги протяженностью 2,4 км не достроили и не передали ни на чей баланс.
И вот уже пять лет местные жители и автомобилисты безрезультатно добиваются, чтобы на дороге включили освещение. Причем и опоры, и фонари тут с самого начала есть, нет только энергоснабжения. Заключить договор с энергосбытовой компанией некому, так как участок этот ничей.
Рассказываем, как Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова с апреля этого года начала искать дороге хозяина и что ей удалось сделать с помощью федеральной коллеги Татьяны Москальковой. Спойлер: свет в конце тоннеля уже виден.
Путепровод, пришедший на смену железнодорожному переезду и в 2021 году получивший название Дибуновский - часть многомиллиардного инвестиционного проекта Федерального агентства железнодорожного транспорта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская», который в полном объеме завершить не удалось. За реализацию проекта отвечало ФГУП «Единая группа заказчика», подчиняющееся Минтрансу, исполнителем контракта на строительство путепровода с развязкой была компания «СУ-308». Что случилось с заказчиком и подрядчиком написано выше. В результате - вовсю используемый путепровод так и не введен в эксплуатацию, не передан ни на чей баланс и, соответственно, обслуживание.
Местные жители начали бить тревогу в 2020 году, так как за исключением непродолжительного периода белых ночей находиться на этом участке дороги, в прямом смысле, опасно для жизни. Пешеходный переход и остановка общественного транспорта - в полной темноте.
Через некоторое время к жалобам жителей Дибунов, Западной Лицы и Песочного присоединились автомобилисты. Водители сетовали, что неосвещенный участок Белоостровского шоссе аварийно-опасен и в подтверждение приводили печальную статистику ДТП. К сожалению, безрезультатно. Ежегодные публикации в СМИ тоже не помогали. Участок ведь ничей.
«В течение нескольких лет подвергаются смертельной опасности жизни людей, - написал в апреле этого года Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Евгений К. и попросил Светлану Агапитову о помощи. - Ответ на мое обращение в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению считаю формальным. В нем говорится, что «в целях обеспечения функционирования наружного освещения правообладатель Путепровода вправе обратиться в адрес энергосбытовой компании». Т.е. мне, как неравнодушному гражданину, предлагается найти правообладателя, написать ему обращение и убедить в том, что освещение путепровода необходимо?»
Светлана Агапитова, естественно, откликнулась на просьбу Евгения. Юристы аппарата Уполномоченного выяснили, что весной 2023 года Дибуновский путепровод был включен в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
Что должно было последовать за этим и не последовало. В течение 30 рабочих дней со дня включения объекта незавершенного строительства в федеральный реестр Минстрой должен был вынести на рассмотрение президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации предложение о принятии одного из управленческих решений (в частности, о целесообразности завершения строительства, ввода в эксплуатацию и отчуждения). Но этого, как убедились в аппарате Уполномоченного, не произошло.
В Минстрое Светлане Агапитовой объяснили, почему управленческое решение принято не было, следующим образом:
«Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) не представило проекты предложений в отношении объекта, что, в свою очередь, не позволяет направить их на рассмотрение президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».
По данным Минтранса, Правительство Российской Федерации в феврале этого года поручило ведомству рассмотреть альтернативный вариант решения проблемы - совместно с Росжелдором, Росимуществом и руководством Санкт-Петербурга проработать вопрос передачи путепровода в собственность города, чтобы обеспечить непрерывность его эксплуатации. Однако в Правительстве Санкт-Петербурга Уполномоченному сообщили, что вопрос этот не решен.
Казалось бы, замкнутый круг… Но Светлана Агапитова не опустила руки и попросила вмешаться в разрешение сложившейся ситуации Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяну Москалькову.
«В связи с недостаточностью межведомственного взаимодействия федеральных государственных органов сложилось такое положение, при котором нарушается право неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения», - говорилось в обращении Светланы Агапитовой.
И содействие федерального уполномоченного помогло ускорить затянувшийся, мягко говоря, процесс взаимодействия Минтранса, Росжелдора, Росимущества и Правительства Санкт-Петербурга.
По данным Федерального дорожного агентства, судьба Дибуновского автодорожного путепровода решилась на межведомственном совещании, по итогам которого наконец удалось разработать Дорожную карту по передаче путепровода в собственность Петербурга, как бесхозяйного объекта.
Сначала администрация Курортного района выявила бесхозяйность проблемного участка дороги и изготовила его технический план. Далее управление Росреестра по Санкт-Петербургу приняло путепровод на учет, как бесхозяйный объект. После оформления права собственности Санкт-Петербурга на путепровод Комитет по энергетике и инженерному обеспечению передаст его наружное освещение в оперативное управление СПб ГБУ «Ленсвет».
Комментарий Светланы Агапитовой
«Понятно, что процесс передачи путепровода в собственность города – небыстрый. Но главное, что он пошел. То, что этот участок дороги приняли на учет, как бесхозяйный – уже огромная победа. И я рада, что мы с Татьяной Николаевной Москальковой ее приблизили. Если и дальше от нас потребуется ускорение, придадим».