По статистике, множество семей, в которых рождаются дети с нарушениями в развитии, распадаются. Семья Степановых не стала исключением. Отец не просто ушел, но еще и всячески пытался уклониться от помощи собственному сыну. Чтобы добиться положенных ребенку алиментов, матери пришлось не только задействовать службу судебных приставов, но и обращаться к Уполномоченному по правам человека…
Вадиму Степанову* 7 лет. У мальчика врожденное неврологическое заболевание, поэтому буквально с первых дней жизни сына родители столкнулись со множеством трудностей. Отец не выдержал - ушел из семьи практически сразу после того, как малыша официально признали инвалидом. А вот мама Анастасия не опустила рук. Женщина делает всё возможное, чтобы ее особый ребенок рос и развивался, а не превращался в немощного затворника. Конечно, на это требуются ресурсы, в том числе, материальные. Маминых сил и средств не всегда хватает, а папа после развода не торопится помогать…
Чтобы добиться хоть какой-то денежной поддержки, Анастасия подала на бывшего супруга в суд. Мужчину обязали выплачивать алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере четверти доходов плюс 0,2 величины прожиточного минимума. В масштабах расходов семьи сумма выходила небольшая, однако и ее приходилось буквально «выбивать» с помощью судебных приставов: «Он ничего не хотел давать добровольно, - рассказывает Анастасия. – За эти годы неоднократно уклонялся от алиментов, копил долги по оплате».
Как бы то ни было, пока бывший супруг официально трудился, денежные средства в пользу ребенка регулярно поступали на счет. Однако в январе 2023 года отец мальчика уволился, и работодатель, как и положено, проинформировал об этом отдел судебных приставов.
В феврале и марте мужчина самостоятельно перечислил деньги на карту Анастасии, а с апреля финансовые поступления прекратились.
Несколько месяцев мать и сын Степановы провели в ожидании. В отделе судебных приставов с решением проблемы тоже не торопились: «Приставы бездействовали. Мои неоднократные обращения не привели ни к какому результату! Дело перекидывали от одного исполнителя к другому!», - возмущается Анастасия.
Женщина взяла ситуацию в свои руки. Через общих знакомых выяснила, что бывший муж еще в начале лета трудоустроился, но, по всей видимости, о своем статусе «алиментщика» новому начальству не сообщил, поэтому никаких отчислений не последовало.
Анастасия поспешила сама довести эту информацию до сведения судебных приставов. Руководство районного отдела пообещало в кратчайшие сроки принять меры. Но время шло, а выплаты по-прежнему на счет не поступали. И тогда женщина пришла со своей бедой к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге:
«Я уже не знаю, как быть дальше. Дело так и не открыто, долг не высчитан, должника не привлекли к ответственности. Помогите мне и моему сыну! Мы еле выживаем!», - просит заявительница.
Светлана Агапитова направила ходатайство в Главное Управление федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (УФССП) с просьбой разобраться, по какой причине семья, воспитывающая ребенка-инвалида, не получает положенные алиментные выплаты.
Руководство Управления сообщило, что в отношении должника (хоть и с запозданием) было возобновлено исполнительное производство. И новый работодатель уже несколько месяцев перечисляет деньги в пользу 7-летнего Вадима Степанова. Но эти средства «зависли» на депозитных счетах отдела, потому что пристав-исполнитель своевременно не перечислял их взыскателю.
После обращения к Уполномоченному Анастасия, наконец, получила долгожданную выплату. Однако претензии к судебным приставам у женщины еще остались: «Когда мой муж не работал, он не в полной мере перечислил положенные деньги. И этого никто не учел!».
Управление ФССП не оставило доводы взыскателя без внимания. В ходе проверки действительно обнаружилась задолженность в размере 14 тысяч рублей. Чтобы ускорить процесс возмещения этой недоплаты, должнику ограничили выезд за пределы страны и пригрозили наложить запрет на управление автомобилем. Если это не подстегнет отца к выполнению своего родительского долга, будут применены более суровые меры.
Светлана Агапитова: «По информации руководства УФССП, пристав-исполнитель, который вел дело, допустил множество нарушений: неоднократно задерживались переводы взысканных средств, несвоевременно было вынесено постановление о расчете задолженности, не проводилась проверка бухгалтерии по месту работы должника. Но привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника не успели - пока шла внутренняя проверка, он уволился со службы.
Степановы теперь регулярно получают алименты, но у нашей заявительницы уже созрел новый вопрос: женщина считает, что бывший муж слишком мало выделяет денег на содержание ребенка. Мы разъяснили матери, что размер алиментов можно изменить по соглашению сторон или в судебном порядке».
*Данные изменены