Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Есть справка с угловым штампом», или Как прокатчице с «Азовстали» в Петербурге пенсию назначали

18 мая 2023

Продолжаем рубрику про бюрократический футбол с условным названием «Есть справка, что Вы не верблюд?» В этот раз проверку на верблюжью выносливость не прошла при попытке оформить в Петербурге пенсию вынужденная переселенка из Мариуполя, почти 15 из 30-ти лет своего трудового стажа отработавшая на металлургическом комбинате «Азовсталь». Получив в ноябре прошлого года российское гражданство, она дважды обращалась в региональное отделение Социального фонда и дважды получила отказ (а также рекомендацию прийти через семь лет, когда ей исполнится 60). Причина была в справке с места работы, на основании которой в Украине ей назначили досрочную пенсию за вредные и тяжелые условия труда, а в России – нет. В обоснованиях отказа разбиралась Уполномоченный по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова и, убедившись, что разумного объяснения им нет, помогла заявительнице добиться восстановления справедливости.

«Завод разрушен, отдел кадров сгорел…»

Валентина Алексеевна В., 1970 года рождения, вынужденно переселилась в Петербург из Мариуполя в марте 2022 года. После того, как в сентябре того же года эта территория была присоединена к России, она получила гражданство РФ и стала переоформлять пенсию. Но если с гражданством все получилось очень оперативно (Валентине выдали паспорт РФ в ноябре 2022 года), то с переоформлением досрочной пенсии по т.н. списку № 2 (перечню производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях) возникли проблемы, к разрешению которых пришлось привлекать Светлану Агапитову.

«В Украине я получала льготную пенсию по списку № 2 с июля 2020 года, с марта 2022 года ее платить прекратили, - написала Валентина Уполномоченному по правам человека. - В России я предоставила все необходимые документы: диплом, трудовую книжку и справку от 24.02.2020 года, подтверждающую наличие страхового стажа по списку № 2. В ней было указано, что с 20.02.2007 года по 24.02.2020 года я работала полный рабочий день в рельсобалочном цехе (прокатное производство) ОАО МК «АЗОВСТАЛЬ» по профессии - оператор поста управления. Эта справка была мною получена для предъявления в Пенсионный фонд Украины, на ее основании мне назначили льготную пенсию. В Социальный фонд РФ первый раз я обратилась в декабре 2022 года. Через 3,5 месяца мне отказали в назначении пенсии и предложили прийти в 60 лет. Причина отказа была в неподтверждении льготного стажа!!!»

В ответе ОСФР сообщалось: «Справка не содержит необходимых реквизитов, закрепленных в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсии, а именно: отсутствует угловой штамп с реквизитами организации, нет ссылки на лицевые счета, а также отсутствует дата рождения лица, которому выдан документ».

Но Валентина справедливо недоумевала: «Другую справку мне уже никто не даст. Завод разрушен, отдел кадров сгорел». И она вновь обратилась в Социальный фонд, предварительно изучив, вступивший в силу 1 марта, Федеральный закон № 17-ФЗ от 17.02.2023 «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях ДHP, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области». Им установлено, в частности, что, если у жителей присоединенных территорий нет возможности подтвердить свой стаж, предоставив документы от работодателей или госорганов, этим должны заниматься специально созданные межведомственные комиссии.

Однако из ОСФР вновь пришел отказ. «Опять не устроила справка без углового штампа и т.д. Предложили мне еще обратиться в суд, но это для меня просто роскошь. Адвоката я не могу себе позволить. Моя квартира и все имущество сгорели, я осталась без средств к существованию», - говорилось в обращении Валентины к Уполномоченному. А заканчивалось оно, как нетрудно догадаться, просьбой о помощи «в восстановлении справедливости и назначении честно заработанной пенсии».

Правовая позиция Уполномоченного

Светлана Агапитова и юристы ее аппарата изучили предоставленные Валентиной документы и не согласились с позицией регионального отделения Социального фонда.

В ОСФР не приняли к рассмотрению справку ЗАО «Металлургический комбинат «Азовсталь», так как она якобы не содержала реквизитов, предусмотренных пунктом 59 Правил № 1015 (Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»), а именно:

  • отсутствует угловой штамп с реквизитами организации;

  • неполное основание выдачи справки (отсутствует ссылка на лицевые счета);

  • отсутствует дата рождения лица, которому выдан документ.

Светлана Агапитова и ее сотрудники пришли к выводу, что к бывшей работнице «Азовстали» были предъявлены неправомерные требования.

Во-первых, потому что российское законодательство не содержит требований о наличии в справках углового штампа с реквизитами организации.

Во-вторых, перечисление в пункте 59 Правил № 1015 лицевых счетов не означает, что именно они должны быть указаны в качестве основания выдачи справки в обязательном порядке (они указаны в правилах наряду с иными документами).

В-третьих, отсутствие в справке даты рождения Валентины не должно препятствовать реализации ее права на пенсионное обеспечение, так как дата рождения указана в трудовой книжке, с которой при необходимости можно сличить справку.

«Выданная В. справка содержит номер и дату, ФИО, место и период работы, указаны штатные расписания, технологии производства, личная карточка, поставлены подписи должностных лиц и печать организации, - написала Светлана Агапитова управляющему ОСФР, напомнив также, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 17-ФЗ периоды работы, засчитываемые в страховой стаж, подтверждаются в том числе документами от работодателя, которым для Валентины В. являлся металлургический комбинат «Азовсталь».

Плохой-хороший ответ ОСФР

Ответ Уполномоченному из ОСФР пришел оперативно. В нем объяснялось, что причина первого отказа в назначении пенсии Валентине (по ее заявлению от 11.11.2022) заключалась не только в справке «не по форме». Справку ее все-таки приняли «с учетом дополнительно предоставленной индивидуальной ведомости по застрахованному лицу», однако это не помогло. Потому что помимо справки отсутствовала «необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента».

Почему Валентине не сообщили эту причину, да еще и предложили обратиться в суд для подтверждения справки, осталось загадкой. Но это, собственно, теперь неважно. Так как, начав с плохого в ответе на запрос Уполномоченного, в ОСФР не стали долго держать интригу и сообщили, что досрочную пенсию прокатчице с «Азовстали» тем не менее назначат (по ее заявлению от 13.03.2023) и выплатят, начиная с 1 марта. Положительное решение было принято с учетом вступления в силу Федерального закона № 17-ФЗ.

Почему пенсию Валентине не назначили до вмешательства Светланы Агапитовой, ведь она сама во втором заявлении ссылалась на тот же закон, вопрос риторический… Но главное, что результат достигнут.

Вчера Валентина подтвердила сотруднице аппарата Уполномоченного, что ей наконец-то назначили досрочную пенсию, и поблагодарила Светлану Агапитову и ее коллег за помощь.


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00