Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Городская больница № 14: лечить причины, а не последствия

08 сентября 2023

Фурункулез, абсцесс, флегмона, сепсис или, скажем, гнойно-некротическая рана – обычному человеку от одного лишь перечисления этих заболеваний станет дурно. Но есть в Санкт-Петербурге специалисты, которые не только не боятся этих недугов, но и успешно избавляют от них пациентов.

Городская больница № 14 хоть и небольшая, но весьма необычная. Экстренную помощь здесь оказывают круглосуточно и без выходных. А еще в ней работает «Городской центр спасения конечностей». От кого же их нужно спасать?

Это выяснила Светлана Агапитова, побывавшая в стационаре. Также петербургский Уполномоченный познакомилась с работой хосписа, который располагается в отдельном здании, но входит в структуру учреждения.

История больницы уходит корнями в далекое прошлое. В нынешнем году она отметит свое 150-летие. Родилась при Путиловском заводе и лечила рабочих предприятия. Насчитывала больница всего 25 коек. По мере роста значимости и объемов производства выросли потребности и в охране здоровья. Учреждение переезжает в район Нарвской заставы, где находится и поныне.

С 1922 года больнице присвоено имя одного из революционных деятелей – М. М. Володарского, которое она носила аж до 1992 года. Именно в этой связи ее и знают большинство горожан. К сожалению, не с лучшей стороны…

Лечить причину, а не последствия

Однако с 2012 года в учреждении начались серьезные изменения, как в организации помощи, так и в контроле за качеством. Вместе с этим перерождением более четко обозначился курс на профессиональную специализацию и повышение эффективности. Принципиально важно, что лечение гнойно-некротического процесса было дополнено восстановлением кровотока в пораженной области. Тем самым были устранены причины развития заболевания, а не только последствия.

Важным итогом деятельности в этом направлении стало создание в 2014-м году Центра спасения конечностей на базе больницы. Основным профилем остается борьба с гнойной хирургической инфекцией, при этом широко используются эндоваскулярные технологии. Сохранение конечностей пациента влияет не только на качество последующей жизни пациента, но и на ее продолжительность. По данным специалистов, выживаемость после «высоких» ампутаций на уровне бедра ниже, чем после онкологических заболеваний…

Курс на стационарзамещающие технологии

Главный врач Городской больницы № 14 Ирина Хохлова рассказала петербургскому Уполномоченному о нынешних буднях учреждения. В общей сложности клиника предоставляет около 300 коек, на 244 из которых принимают больных в круглосуточном режиме – это четыре отделения гнойной хирургии по специализациям и одно – сосудистое.

Также есть около 30 мест дневного стационара. Именно направление амбулаторной хирургии активно развивается в последнее время. Современные технологии позволяют проводить вмешательства и лечение без необходимости держать пациента в больнице круглые сутки. Тем самым разгружаются койки стационара для тех, кому необходимо постоянное наблюдение.

«Если на бездомном видят повязку – везут к нам»

Приемное отделение работает круглосуточно. Пациенты поступают неравномерно – кого-то привозят «скорые», кто-то приходит сам. Из-за этого бывают и очереди, хотя на этом участке работают одновременно до трех врачей.

Около тридцати поступлений в месяц – без документов. Как пояснила Ирина Хохлова, физически людей за этой статистикой меньше – по несколько раз привозят одних и тех же. Причем, зачастую с травмами, не требующими госпитализации. Просто потому что не знают куда обращаться – государственной низкопороговой амбулаторной помощи фактически не существует. «Если на бездомном видят повязку – везут к нам», - объяснила главврач. Часто заболевание не относится к профилю больницы, а внешние проявления бесполезно убирать локально.

Своей социальной службы у больницы нет и такие должности вовсе не предусмотрены в штате. Иногда удается привлекать районного соцработника, но продуктивной системы взаимодействия нет. Занимать же койку стационара «по социальным показаниям» медицинское учреждение не может.

Кадровый голод: «гной никто не любит»

В числе проблем, о которых рассказала администрация больницы, – дефицит старшего медицинского персонала. Острого кризиса нет, но потребность есть постоянно. Виной тому, как общие нюансы системы здравоохранения, так и специфика 14-й больницы.

К первой категории причин относятся загруженность врачей «бумажно-организационной» работой, которая отнимает много времени от непосредственного процесса лечения. Как следствие – жалобы и разбирательства.

А особенность местного характера образно сформулировал заместитель главного врача по медицинской части Виталий Кожевников, объяснив нежелание идти именно к ним емкой фразой: «Гной никто не любит». По его словам, из общей массы медиков, ищущих работу, с этой спецификой готовы сталкиваться лишь около 10 %.

Место для встречи с самим собой…

Отдельное здание в больнице № 14 занимает хоспис. Он рассчитан на 30 мест и принимает онкологических пациентов. Обслуживает подразделение жителей Кировского, Красносельского и Петродворцового районов. По словам руководства больницы, коечной мощности достаточно, ожидание, если и бывает, то не более 7-14 дней.

Также работают две выездные бригады за которыми закреплены Кировский и Петродворцовый районы. Врачи мобильной службы осуществляют отбор на госпитализацию пациентов по согласованию с заведующей отделением.

В течение года стационарное паллиативное лечение проходят около 500-600 человек. Пациенты размещаются в 2-х, 3-х и 5-ти местных палатах. Специалисты занимаются купированием симптомов, обусловленных опухолевым процессом и его осложнениями, а также лечением сопутствующих патологий. Особенность и преимущество именно этого хосписа в том, что к его услугам клинико-диагностическая база 14-й больницы, а это весьма существенный ресурс, которым могут похвастать далеко не все учреждения, оказывающие паллиативную помощь.

Одной лишь медицинской помощью все не ограничивается. Философское понимание миссии этого специфического отделения даже отражено на сайте больницы: «Хоспис по психологической сути своей – это то место, где происходит встреча: человека с самим собой, своей сущностью, с Богом, человека с другим человеком, когда прощаются взаимные обиды, и недопонимание сменяется, наконец, душевным диалогом и миром…».

Если говорить о системно-организационных вопросах оказания паллиативной помощи, то специалисты подтвердили наличие проблем, с которыми Светлана Агапитова столкнулась, изучая эту сферу.

Так или иначе все сложности связаны с отсутствием двух важных составляющих: четкого распределения функционала между учреждениями здравоохранения и информационной системы с данными больных. Кроме того, специалисты постоянно сталкиваются с тем, что врачи ЦАОПов не выходят на дом к пациентам. В тоже время представители Комитета по здравоохранению утверждают, что такая форма работы предполагается.

Врачи – хорошие, чайников нет

Обходя отделения больницы и здание хосписа Светлана Агапитова побеседовала с пациентами. Люди пожилого возраста с искренней теплотой говорили о врачах, отмечая их внимательность и чуткость, но и главное – стало лучше, дело идет на поправку. У молодой женщины претензий к медикам не было, а вот отсутствием чайника в палате она была возмущена – ну как так чаю не попить? Конечно, 4-хразовое питание – это хорошо, но ей и соседке хотелось бы вне приемов пищи иметь такую возможность.

Главный врач пояснила, что раньше в холлах стояли кулеры с функцией подогрева, но в нынешнем году финансирование не позволило обеспечить таким удобством пациентов. Электрочайники в палатах запрещает использовать пожарная инспекция. Но питьевая вода всегда есть на отделении. Женщина с этим согласилась и сказала, что несколько раз в день выносят чайник с кипятком, но она не успевает – «мужики караулят и сразу все разбирают!»…

Ирина Хохлова попросила заведующего отделением проследить, чтобы у пациентки была возможность попить чай.

В хосписе было время послеобеденного отдыха и Светлана Агапитова не стала тревожить пациентов. Однако в холле была родственница одной из подопечных, которая с удовольствием поделилась впечатлениями. Она очень благодарна сотрудникам за душевное отношение и теплоту, с которой тут относятся к пациентам…

«Когда единственной высказанной претензией к больнице является отсутствие чайника – это уже очень хорошо, - говорит Светлана Агапитова. – И в целом, мне нравится ориентир на развитие стационарзамещающих технологий, применение эндоваскулярной хирургии и лечение причин, а не последствий.

Если говорить в масштабах города, то снова налицо низкий уровень взаимодействия между медицинской и социальной сферой в ситуациях с бездомными пациентами. Очевидна и необходимость низкопороговой медицинской помощи для этой категории. Пока эту проблему пытаются решить только общественные организации.

Что касается системы паллиативной помощи, то там совершенно не выстроено отслеживание пациентов и разделение функций. В итоге, один пациент может патронироваться двумя учреждениями, а другой – вовсе пропасть из поля зрения…»


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00