Больница №20 на улице Гастелло хоть и носит статус «городская» отличается от привычных многопрофильных гигантов некой камерностью, если это понятие применимо для медицинского стационара. В структуру учреждения также входит хоспис, оказывающий паллиативную помощь. Это направление находится в зоне особого внимания петербургского Уполномоченного. Поэтому Светлана Агапитова побывала в больнице, познакомилась с работой стационара и пообщалась с сотрудниками и пациентами.
Далеко идущих исторических корней 20-я больница не имеет – здание на Гастелло было построено в 1958 году, и 1-го ноября стационар празднует свое 65-летие. За это время медицинское учреждение знало и периоды рассвета и, к сожалению, глубокого упадка. В советский период оно даже заслужило право обслуживать иностранцев, в том числе – гостей и участников Олимпийских игр 1980-го года. Однако, в начале «нулевых» все шло к ее закрытию. И все же больницу удалось сохранить и с 2005 года началась ее новая светлая страница.
Больница – это не социальное учреждение
Был проведен ремонт стационара и поликлинического сектора. Значительно улучшены бытовые условия и комфортность пребывания пациентов и сотрудников. Модернизирована клинико-биохимическая лаборатория, ставшая центральной лабораторией Московского района. На современном уровне оснащены отделения.
Главный врач больницы Татьяна Суровцева рассказала петербургскому Уполномоченному о буднях стационара и проводила по всем шести этажам главного здания. Светлана Агапитова побывала на отделениях функциональной диагностики, гинекологии, урологии, оториноларингологии, восстановительного лечения.
Обычно больница госпитализирует пациентов в плановом режиме, однако, если в масштабах городской системы возникает потребность – принимают и экстренно. Татьяна Суровцева объяснила, что, как правило, человек находится на больничной койке 10 – 12 дней.
Сложности возникают с так называемыми «социальными» пациентами. Это когда в медицинской помощи гражданин уже не нуждается, но выписать его «на улицу» невозможно, например, по причине беспомощности. Главный врач больницы № 20 считает, что «госпитальные» и «социальные» койки нельзя организовывать в одном учреждении. На них оказываются разные виды услуг, соответственно и инфраструктура, и финансирование, обеспечивающие их работу, отличаются. Когда функции медиков исполнены в полном объеме, гражданина нужно переводить в другое учреждение, где он будет получать необходимую социальную помощь в стационарном режиме. В существующей практике все это пытаются совмещать в больницах, что приводит к длительному ожиданию тех, кто нуждается в госпитализации.
Пообщалась Светлана Агапитова и с пациентами. Практически все отметили заботливый и вежливый персонал больницы и хвалили питание. Кухня и повара в учреждении свои – отдавать столь важную составляющую на аутсорсинг руководство считает очень рискованным. И, судя по отзывам – не зря. Женщины сказали, что не только вкусно «как дома», но и предлагают добавку. А имевший возможность сравнивать пациент-мужчина однозначно высказался в пользу 20-й больницы: «По сравнению с другими – день и ночь! Уж я-то знаю…»
«Хоспис – не место для грусти»
Познакомилась Светлана Агапитова и с работой хосписа, расположенного в отдельном здании. Он небольшой, рассчитан на 26 человек. Они размещены в двухместных палатах, оборудованных всем необходимым. На этажах обустроены санитарные комнаты, позволяющие проводить гигиенические процедуры с пациентом любой сложности.
Здесь же базируется и выездная служба, работающая с больными на дому.
Петербургский Уполномоченный не смогла не восхититься оптимистичному настрою сопровождавших ее сотрудников. Она поинтересовалась – как удается сохранять бодрость духа на такой нелегкой работе?
«Только так! Хоспис – не место для грусти. Паллиативная помощь – это не просто работа, это философия. Люди поступают к нам в слезах от той боли, которую им приходится переносить. И мы видим, как наш труд приносит облегчение. Это очень заряжает», - объяснили специалисты.
Кроме того, рассказали, что приходится много работать с родственниками, поскольку большинство из них переполнены мрачными стереотипами в отношении понятия «хоспис». Хотя лучше любых слов убеждает дело. И это видно по отзывам на сайте учреждения. Люди благодарят всех – «от заведующего до уборщицы» за чуткое отношение, внимание, терпение, золотые руки, добрые сердца и души.
Заведующий отделением Хоспис Владимир Кошлаков показал Светлане Агапитовой свою необычную коллекцию «памятники ушедшим» – родственники пациентов, в знак признательности дарят какую-нибудь личную вещь бывшего подопечного…
«Уже не от первого главврача я слышу о неудобстве и нежелательности «социальных» коек под крышей медицинского учреждения, - говорит Светлана Агапитова. – При этом, все понимают, что определенную категорию пациентов, прошедших лечение на улицу не выпишешь – им нужно набраться сил, восстановиться и получить социальные услуги. В тоже время, очевидно, что пребывание на «госпитальных» койках без медицинских показаний лишает врачебной помощи тех, кто в ней нуждается. Думаю, что имеет смысла рассмотреть эту проблему, как системную на уровне города.
Второй раз я встречаюсь с практикой организации хосписа не отдельно, а в структуре медицинского стационара и мне кажется, это хорошая практика. С одной стороны – это даже отдельное здание, но с другой – весь потенциал больницы при необходимости может быть задействован. Вероятно, такое построение работы дает хороший эффект.
Понимаю, что в медицинском учреждении главное – это то, как лечат, и оценить это неспециалисту за один визит невозможно. Но не могу не отметить и каких-то общих впечатлений от Городской больницы №20, которые тоже важны для пациентов. Везде чисто, аккуратно и отсутствует «запах больницы», который иногда сам по себе угнетает. Ну и большая редкость, когда в стационаре хвалят питание».