После обращения петербургского омбудсмена Светланы Агапитовой Роспотребнадзор выявил в одной из городских больниц и в районном отделении временного проживания пенсионеров и инвалидов нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов, «способствовавшие возникновению и распространению чесотки». В отделение эту заразную «забытую болезнь», вероятнее всего, принесла выписанная из больницы пациентка. Первоисточник заболевания, к сожалению, не установили. Однако до инициированного Уполномоченным по правам человека санитарно-эпидемиологического расследования в социальном учреждении подозрительных случаев никто почему-то не замечал. И долгое время там рисковали заразиться и без того не здоровые люди с низким иммунитетом.
Предысторией расследования Роспотребнадзора стала критическая жизненная ситуация, в которую попала одинокая молодая женщина по имени Жанна, а Светлана Агапитова и сотрудники аппарата Уполномоченного приняли активное участие в ее разрешении. Критическая – довольно мягкое определение для этой ситуации. Вернее было бы назвать ее жуткой. И чесотка здесь оказалась всего лишь «вишенкой на торте». Ее вообще обнаружили случайно.
Все началось с Жанны
О перипетиях судьбы 35-тилетней Жанны, которая осталась без семьи и заново учится жить со страшным диагнозом - рассеянный склероз, Светлана Агапитова узнала в конце лета. После резкого обострения болезни, вызванного перенесенным весной коронавирусом, Жанна перестала ходить, руки тоже практически не слушались. О самостоятельном проживании не могло быть и речи, а ухаживать за ней дома было некому. Муж ушел к другой, забрав десятилетнюю дочку.
Омбудсмен помогла устроить Жанну в Городской центр реабилитации. А там при первичном осмотре у нее выявили чесотку. Реабилитацию пришлось отложить и отправиться в кожно-венерологический диспансер, где диагноз подтвердили и провели полный курс лечения. Только после этого Жанну приняли в центр и там ее навестила представитель Уполномоченного Светлана Раковская, подробно расспросив про все злоключения, включая чесотку. Для «полного счастья» женщине не хватало, конечно, только этой паразитарной инфекции…
Выяснилось, что она давно безрезультатно жаловалась на зуд, жжение, покраснения, а потом уже и раны на коже. А впервые почувствовала эти неприятные симптомы еще в начале лета в одной из городских больниц, на отделении сестринского ухода которой лежала. Из стационара ее забрала на машине подруга и предложила показаться дерматологу. В ближайшей частной медицинской клинике, куда они заехали, их заверили, что это аллергия на лекаства. В районном отделении временного проживания пенсионеров и инвалидов, где Жанна провела после этого три недели, чесотку тоже не распознали, приняли за нейродермит. Бдительность проявили только в Городском центре реабилитации.
«Надо обязательно проверить все медицинские и социальные учреждения, в которых побывала Жанна до выявления у нее чесотки, она же сама заразить кого-то могла, а там старики и инвалиды одни», - забила тревогу Светлана Раковская, вернувшись из реабилитационного центра в офис Уполномоченного.
Светлана Агапитова поддержала обеспокоенность коллеги и обратилась к главному санитарному врачу Петербурга. Проведенное же Роспотребнадзором расследование показало, что беспокоиться было от чего.
Санитарно-эпидемиологическое расследование
Из-за того, что с момента предполагаемого заболевания Жанны чесоткой до регистрации данного случая Центром гигиены и эпидемиологии Петербурга и Ленинградской области прошло более трех месяцев, источник заражения установить не удалось. Проводившие санитарно-эпидемиологическое расследование специалисты не обнаружили следы этой паразитарной инфекции в больнице, где лежала женщина перед тем, как ее приняли в отделение временного проживания пенсионеров и инвалидов, но не исключили возможности «последовательного заболевания чесоткой» (с учетом сроков пребывания). А среди проживающих отделения был зарегистрирован еще один случай чесотки кроме Жанны.
При этом и в больнице, и в социальном учреждении Роспотребнадзором были выявлены нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов, «способствовавшие возникновению и распространению чесотки». В частности, не проводилась камерная дезинфекция постельных принадлежностей.
Руководство больницы и районного комплексного центра социального обслуживания населения, структурным подразделением которого является отделение временного проживания, уже выполнили врученные им по итогам расследования предписания Роспотребнадзора «по предотвращению причинения вреда здоровью людей». Была проведена их полная санитарно-гигиеническая обработка.
«Лучше поздно, чем никогда… Главное сейчас, что и в больнице, и в отделении временного проживания одиноких пенсионеров и инвалидов, локализовали распространение чесотки. Эксперты говорят, что теплая и влажная петербургская осень – самое «благоприятное» для нее время, - прокомментировала итоги расследования Светлана Агапитова. – Надеюсь, что выводы из этой неприятной истории сделаны правильные, и люди с низким иммунитетом подвергаться риску заражения чесоткой в этих учреждениях больше не будут. И очень хочется верить, что из тех, кто контактировал с Жанной и еще одним выявленным Роспотребнадзором больным, никто сейчас не занимается самолечением».
И снова о Жанне
За время нахождения Жанны в Городском центре реабилитации появилась надежда, что ее рассеянный склероз – не приговор. Директор учреждения Наталья Абросимова пообещала, что за полгода постарается довести свою новую подопечную до самостоятельного проживания, и активно за это взялась. Положительные результаты реабилитации стали заметны уже через месяц. Навещающие Жанну друзья подтверждают, что в центре ей стало значительно лучше.
Однако радоваться пока рано. Перипетии Жанны, к сожалению, продолжаются. Ее недавно вновь госпитализировали. И это уже второй за год коронавирус…
Светлана Агапитова и сотрудники ее аппарата, вошедшие в группу поддержки Жанны, желают ей поскорее справиться с инфекцией и вернуться к реабилитации!
Ранее по теме: