Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Как защитить пожилых людей от мошенничества с недвижимостью?

10 июня 2022

Операции с недвижимостью для людей преклонного возраста по-прежнему представляют опасность. Как защитить одиноких пожилых людей при купли-продаже недвижимого имущества? Этот вопрос обсуждали специалисты на межведомственном совещании в офисе Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. В работе приняли участие депутат Законодательного Собрания Алексей Далматов, президент Нотариальной палаты Мария Терехова, а также представители Минюста, городской Прокуратуры, Росреестра, Комитета по социальной политике, оперативно-розыскной части ГУ МВД и аппарата Уполномоченного. В процессе обмена мнениями выяснилось, что на сегодняшний день не менее актуальны мошенничества с использованием телефонии, совершаемые в отношении пожилых людей, а также противоправные действия с выморочным имуществом. Провела совещание петербургский омбудсмен Светлана Агапитова.

Вопрос о дополнительных мерах защиты уязвимых категорий граждан при совершении сделок с недвижимостью поднял депутат Алексей Далматов во время представления Ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в городском Парламента. Светлана Агапитова предложила проработать эту тему и обсудить ее на межведомственном совещании, которое и состоялось в офисе Уполномоченного.

Часто меняющееся законодательство, низкий уровень правовой грамотности и значительное количество одиноких пожилых людей в нашем городе– это факты, которые перечислил Алексей Далматов, обозначая проблему. По словам депутата, люди пенсионного возраста просто боятся совершать операции с недвижимостью, поскольку не видят способов совершить такую сделку гарантированно. Имея теоретическую возможность переехать жить за город, например, продав квартиру, они не делают этого из-за опасений быть обманутыми и остаться без жилья «на старости лет».

DSC_0513.jpg

«Как на уровне государства обеспечить безопасность в этой сфере для уязвимых категорий граждан?», - обратился к присутствующим депутат, предложив вместе подумать над вариантами законотворческих инициатив.

Актуальность проблемы подтвердил заместитель начальника оперативно-розыскной части ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ярослав Селезнев. Специалист отметил, что за последние два года основные организованные группы по мошенничествам с недвижимостью были нейтрализованы правоохранителями. Однако «одиночки» остаются и ловить их тяжелее. По этим составам в 2020 году было зарегистрировано в Санкт-Петербурге 73 преступления, раскрыты – 35, в 2021 – 88 и 47 раскрыты.

DSC_0453.jpg

По мнению Ярослава Селезнева, для профилактики главное – заранее передавать информацию от социальных служб в правоохранительные органы, чтобы была возможность отслеживать тех, кто в «зоне риска» и выходить на злоумышленников. Эффективным будет и обязательное прохождение сделки через нотариуса. Также представитель правоохранительных органов считает, что необходимо повысить «тяжесть» в квалификации подобных преступлений, совершаемых в отношении пожилых людей и инвалидов.

Помимо основной темы совещания Ярослава Селезнев обратил внимание присутствующих еще на две очень актуальных сейчас проблемы. Это мошенничества с выморочным имуществом (невостребованным после смерти владельца) и с использованием телефонии. В первых используются фальшивые документы и «липовые» родственники. Во вторых – подменные номера и ip-телефония. Жертвами, как правило, тоже становятся пожилые люди.

Старший прокурор управления по надзору за соблюдением федерального законодательства городской прокуратуры Екатерина Носенок рассказала об оспаривании мошеннических сделок в суде. Прокуратура имеет успешный опыт признания таких операций недействительными.

Представитель надзорного ведомства также обратила внимание на несовершенство законодательства, которое позволяет совершать мошенничества с выморочным имуществом. Для противодействия этой тенденции в феврале этого года было подготовлено и заключено межведомственное соглашение о взаимодействии между Прокуратурой, Следственным комитетом, органами исполнительной власти, медицинскими учреждениями. Основной предмет – обмен информацией, которая позволяет своевременно принимать меры по предотвращению мошенничеств с выморочным имуществом. Этот механизм действует недавно и основная его цель – выработать на практике необходимые изменения в законодательство.

DSC_0546.jpg

Видение проблемы со стороны Нотариальной палаты представила ее президент Мария Терехова. Действительно, недвижимость пожилых людей, как и невостребованное имущество умерших притягивает к себе мошенников и проходимцев всех мастей. Поддельные свидетельства, липовые документы, лже-родственники – это та реальность, с которой нотариусы сталкиваются регулярно. Однако опыт и активное взаимодействие с правоохранительными органами позволяют изобличать злоумышленников и отправлять их на скамью подсудимых, тем самым защищая пожилых граждан, попавшихся в их сети. При малейших подозрениях нотариус сообщает о готовящейся сделке в полицию, которая осуществляет оперативную проверку. Не редкость, когда задержания с поличным, после таких разработок, происходят прямо в нотариальных конторах.

Выявляют недоброжелателей нотариусы и в рамках своих полномочий. Как сообщила Мария Терехова, в ситуациях, когда приводят бабушку оформить договор дарения из 10 случаев лишь в одном – это действительно происходит добровольно. Выясняется это после беседы тет-а-тет с нотариусом, когда становится очевидно, что пожилой человек либо пребывает в заблуждении и не отдает отчета в том, что реально происходит, либо принуждаем к совершению этих действий.

Таким образом, опираясь на практический опыт, Мария Терехова считает, что проведение сделок через нотариусов существенно снизит риски и повысит защищенность уязвимых категорий граждан. Остается лишь вопрос – возможно ли закрепить такой порядок законодательно?

DSC_0584.jpg

Информацию о том, что сделки, совершаемые по поддельным документам, сейчас не редкость подтвердила заместитель руководителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу Екатерина Кондрашева. Провести качественную проверку специалисты многофункциональных не имеют возможности ни по праву, ни по срокам. Поэтому, сделка, заверенная нотариусом, во многом, действительно, является гарантией. Также, помогает заявление собственника, запрещающее проводить регистрацию без личного участия.

А вот заместитель начальника отдела адвокатуры и нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Саблин не считает, что обязательность для пожилых людей проведения сделок с недвижимостью через нотариат – это правомерное решение проблемы. По его мнению, изменение законодательства идет по пути упрощения процедур для граждан. Введение норм, которые усложнят оформление сделок, будет ущемлением прав пожилых людей.

Представитель Минюста считает, что проблему защиты их интересов в этой сфере сможет решить совершенствование системы оказания бесплатной юридической помощи. А именно – создание государственных юридических бюро, специалисты которого могли бы сопровождать такие сделки.

Этот вариант, в свою очередь вызвал некоторый скепсис со стороны начальника отдела правовой экспертизы юридического управления Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Натальи Недоленко. Она сообщила, что планируемая зарплата сотрудников государственных юридических бюро – около 20 тысяч рублей. Представитель Комитета по соцполитике вполне резонно усомнилась в возможности укомплектовать это учреждение хорошими юристами при таком финансировании.

Аргументу об ущемлении прав пожилых людей оппонировал советник Уполномоченного Константин Шарыгин. Он пояснил, что в юриспруденции существует понятие «позитивная дискриминация», и в случае введения обязательства нотариалиального заверения сделок речь идет именно о ней. То есть с одной стороны ущемление присутствует, но направлено оно на дополнительную защиту уязвимой категории граждан и этим оправдана и допустима.

Завершая совещание, Светлана Агапитова предложила всем участникам осмыслить все услышанное и сформулировать свои предложения для подготовки законодательной инициативы.

«Мы в течение двух недель оформим позицию в виде резолюции и проработаем ее во взаимодействии с Алексеем Далматовым, - подвела итоги Уполномоченный. – Затем направим результаты всем участникам. Вы оцените то, что получилось и добавите свои замечания и предложения. Мы все это обобщим и соберемся еще раз, чтобы окончательно подготовить инициативу».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00