Посещение хосписа – это всегда непросто. Однако эти учреждения очень нужны тем, у кого в истории борьбы с болезнью появилась безнадежность… Именно поэтому петербургский Уполномоченный знакомится с системой оказания этого вида помощи для того, чтобы понимать – какие там существуют проблемы и что можно изменить. В этот раз Светлана Агапитова побывала в Хосписе № 3, расположенном в поселке Парголово.
Кому нужен хоспис?
Существует такое распространенное бытовое заблуждение о том, что в эти учреждения приходят умирать. Здесь проводят комплекс действий, направленных на улучшение качества жизни пациента, страдающего заболеванием, угрожающим жизни. Это подразумевает не только медицинские услуги, но и оказание психосоциальной, а также духовной поддержки. Часть пациентов, пройдя курс терапии, составляющий от 21 до 28 дней, выписывается и наблюдается на дому выездными бригадами.
Главный врач Хосписа № 3 Александр Лебединец рассказал петербургскому Уполномоченному как построена работа в учреждении. Принимают сюда тех, кто по заключению врачей нуждается уже только в симптоматической терапии. По профилю они разделяются на онкологических и неонкологических – после тяжелых инсультов, осложнений после переломов шейки бедра и т.д. Первая категория обособлена, потому что связана с необходимостью обезболивания.
За учреждением закреплены Выборгский и Красногвардейский районы, но на госпитализацию поступают жители со всего города. Также работают две выездные бригады. Плановые объезды делают два раза в неделю. «Домашних» пациентов обслуживают только в Выборгском районе. Красногвардейский находится под патронажем поликлиники.
Как живет хоспис?
Всего Хоспис № 3 рассчитан на 30 пациентов. В штате есть психолог, который также занимается и социальной работой. По мнению главного врача, этого вполне достаточно. Когда есть необходимость подключают социальных участковых района.
С помощью духовной бывает не очень гладко. Когда посещающие хоспис православные священники пытаются охватить вниманием пациентов, исповедующих иные религии – на этой почве бывают конфликты.
Размещаются пациенты в 2-х, 3-х и 4-х местных палатах. Александр Лебединец заметил, что оптимально, с точки зрения совместимости, именно три человека – если две стороны начинают конфликтовать, третья может сгладить ситуацию.
На практике же населенность определяется квадратными метрами – лишних площадей в учреждении нет. В каждой палате отдельный санузел. Все пациенты обеспечены пятиразовым питанием – у хосписа свой пищеблок.
Работа по призванию
Кадровые сложности есть с младшим медицинским персоналом – штатная укомплектованность составляет около 45%. Из положения выходят за счет совмещения. С врачами ситуация получше – 70% штатной численности. При этом, как отмечает Александр Лебединец, в учреждении нет текучки – некоторые специалисты работают более 20 лет, со дня открытия хосписа. Вновь пришедшие сотрудники в течение первых месяцев понимают – подходит им такая работа или нет. Те, кто выдержал – остаются надолго.
Их не пугает даже плохая транспортная доступность. Кстати, этот вопрос актуален и для пациентов. До ближайшей остановки общественного транспорта, которая находится на Выборгском шоссе – более 2-х километров. Пройти их можно только по автомобильной дороге, поскольку пешеходный тротуар отсутствует.
С волонтерами хоспис практически не сотрудничает. Договорных отношений на постоянной основе нет. Добровольцы занимаются только благоустройством территории и озеленением.
Пообщалась Светлана Агапитова с представителями выездной службы. Они рассказали, что в основном работают, составляя план посещений заранее. Однако случается вносить коррективы, учитывая пожелания пациентов.
Женщина, гуляющая во дворике на коляске, с готовностью оторвалась от созерцания природы и рассказала Уполномоченному о своей непростой судьбе. По всем прогнозам, она уже должна была умереть, но продолжает жить, радуясь каждому подаренному дню. Знает, что многие считают хоспис страшным местом, но категорически с этим не согласна. Пребывание здесь научило ее находить оптимизм даже со своим безнадежным недугом…
«Конечно, хоспис – учреждение специфическое, но меня немного смущает полное отсутствие досуга, - говорит Светлана Агапитова. – Все-таки паллиативная помощь подразумевает улучшение качества жизни, и настроение человека тут очень важно. Прогулок и телевизора для этого маловато. Хотя, учитывая дефицит площадей, понимаю, что администрации учреждения сложно что-то с этим поделать. Но, возможно, тут могли бы помочь волонтеры.
Похоже, что это общий вопрос, касающийся единого стандарта оказания паллиативной помощи – на уровне города такого документа пока еще нет, а федеральный нуждается в уточнении.
И более технический вопрос – транспортная доступность. Мало того, что удаленность от жилых массивов района значительная, так еще и доехать можно только на автомобиле или такси. Ведь тут страдают все – и пациенты, и родственники, и сотрудники».