Мы живем в удивительное время – эпоху расцвета инфобизнеса и коучинга, когда тренинги и разного рода курсы появляются со скоростью грибов после дождя. Какие только науки не предлагают освоить новоявленные наставники своей аудитории – глаза разбегаются! И всем, без исключения, гарантируют прочные знания и солидные заработки в перспективе. Вот только теория «педагогов» так часто расходится с практикой…
В поисках удачи
Сестры Маша и Даша Иванцовы* выросли в сиротском учреждении. После совершеннолетия девушки переехали в отдельную квартиру и начали самостоятельную жизнь. Всё складывалось неплохо: обе поступили в учебные заведения (одна - в колледж, другая – в вуз). Днем ходили на занятия, вечером трудились на обычных студенческих подработках. Быт вели скромно, больших денег в руках не держали, а вкусно питаться и красиво одеваться, конечно же, хотелось...
Однажды девушкам на глаза попалась реклама модельного агентства. Симпатичных петербурженок зазывали на кастинг. После отбора наиболее перспективных участниц обещали обучить секретам профессии и «взять под крыло», чтобы распахнуть перед ними двери в мир глянцевых журналов и мировых подиумов. Звучало заманчиво - сестры заинтересовались.
«Мы созвонились с менеджером и пришли по указанному адресу. С нами пообщались и сказали, что мы подходим. Предложили подписать договоры. Но услуги оказались платные, о чем нас заранее никто не предупредил», - рассказывает Маша.
В перечень услуг, которые модельное агентство предлагало своим клиенткам, входили первичные консультации, изучение профильных дисциплин под руководством опытных наставников и финальная фотосессия для портфолио. Комплекс мероприятий оценивался в 80 тысяч рублей.
Таких денег у сирот не оказалось, поэтому услужливые сотрудники агентства вызвались помочь им оформить «рассрочку», а по сути – потребительский кредит.
«Успешный успех»
Уже на этом этапе сестры ощутили, что попали в какую-то переделку, но повернуть назад не хватило духу. В конце концов, серьезные люди обещали им «золотые горы», демонстрировали «успешные кейсы» своих выпускниц, сотрудничающих с лучшими мировыми брендами. Перспективная работа, путешествия и счастливое безбедное будущее – разве не об этом мечтали девушки, направляясь сюда? Так зачем же отступать?
«80 тысяч – мелочи. Буквально один контракт - и вся сумма отобьется. Дальше – только в плюс! Тем более, с Вашей внешностью…», - медом в уши лились обещания сотрудников агентства. А на деле…
Когда кредитные деньги были уплачены, а договоры оформлены, запустился маховик «оказания услуг». Первые два пункта договора «конвейер по подготовке моделей» отработал тут же, на месте: представители фирмы провели краткий инструктаж и передали новичкам логины-пароли от личных кабинетов с видеоуроками, не забыв по горячим следам подписывать акты выполненных работ. «Всё было, как в тумане. Казалось, мы поступаем правильно – инвестируем в будущее», - вспоминает Даша.
Вместо подиума привели к долгам
Дома, когда эмоции немного улеглись, а иллюзии рассеялись, включился разум. Иванцовы с горечью осознали, что взвалили на себя долговые обязательства, которые будут исполнять несколько лет, но к вхождению в модельный бизнес ни на дюйм не приблизились: «Им были нужны только деньги, нашим продвижением никто заниматься не собирается!»
Собрав волю в кулак, девушки поехали в агентство требовать возврата денежных средств. Но, как и стоило ожидать, это ни к чему не привело. Закаленные девичьими слезами менеджеры даже слушать не захотели грустные рассказы сестер.
Тогда девушки обратились к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге. «Мы ведь не пользовались этими услугами, ни разу даже не зашли в личные кабинеты, не смотрели видеоуроки, и на фотосессию идти не собираемся», - было написано в обращении к Светлане Агапитовой.Юристы аппарата Уполномоченного внимательно изучили документы, подписанные сестрами. Модельное агентство серьезно подошло к вопросу своей безопасности: в объемном договоре учтены и детально прописаны тончайшие нюансы, - всё для того, чтобы не оставить своим недовольным клиентам ни малейшего шанса на оспаривание. Более того, Маша и Даша уже подписали акты выполненных работ, подтвердив тем самым факт получения услуг. Так что, будут они смотреть уроки или не будут – уже не принципиально.
Единственное, за что удалось зацепиться помощникам Светланы Агапитовой – фотосессия. В договоре данная услуга оценена в 35 тысяч рублей, но фактически еще не была оказана. А значит, имелся шанс на возврат денежных средств.
Девушкам объяснили порядок действий, который позволит вернуть часть суммы за некачественное обучение, помогли подготовить требование о возврате. Конечно, 35 тысяч рублей из 80 – это не много. Но всё же лучше, чем ничего…
Комментарий Светланы Агапитовой:
«Мир стремительно меняется. Появляются новые профессии и направления, поэтому сейчас мы наблюдаем бурный рост образовательных курсов, которые очень популярны, особенно среди молодежи.
Стремление к развитию – это хорошо. И всё же следует помнить, что за профилями экспертов и вывесками «солидных» организаций могут встречаются откровенные лжеспециалисты, предлагающие низкопробные услуги и продающие «воздух».
Их бизнес строится на создании некоего мифа о собственной успешной жизни или успехах своих учеников. Но главная цель – не поделиться знаниями, а выжать из клиента деньги. В итоге, разочарованные ученики получают некачественный образовательный продукт и, нередко, долги перед банком.
Если так называемые «наставники» обещают быстрый результат без особых усилий, давят на эмоции, навязывают кредиты для оплаты своих услуг и требуют сиюминутного решения, стоит насторожиться.
И, конечно, всегда внимательно читайте документы перед подписанием. Помните: внуки Остапа Бендера не дремлют!»
*Персональные данные изменены