Очередные осмотры конвойных помещений федеральных судов состоялись в Петроградском и Василеостровском районах. Это яркие примеры того, как непросто вершить правосудие, находясь в историческом здании, да еще и в центре Санкт-Петербурга. Об этом Светлане Агапитовой рассказали председатели этих судов, отнесшиеся с большим интересом и вниманием к визиту петербургского Уполномоченного.
Стесненное правосудие
Первый минус в организации транспортировки подстражных в конвойные помещения Петроградского суда стал очевиден еще снаружи. Как раз на момент приезда Уполномоченного шла передача конвоируемых – автозак стоял перед общим входом, который на время выгрузки был перекрыт.
Председатель суда Юлия Петрова пояснила, что отдельный вход с лестницей есть. И как положено находится он в закрытом дворе. Но проехать к воротам невозможно – этому мешают припаркованные автомобили граждан, живущих в соседних домах. Чтобы освободить участок для проезда, суд ведет активную переписку с исполнительными органами власти.
Само здание – дореволюционной постройки и находится под охраной государства, что вызывает массу трудностей, когда встает вопрос о любом ремонте. Но даже существенная реконструкция не решит проблему с нехваткой места. Площадь помещений, положенная для суда данной численности, должна быть 6500 квадратных метров. Здесь же этих метров около двух тысяч. Так, что идеальным решением было бы новое здание, но, чтобы его построить в Петроградском районе, нужно что-то снести. Подходящие варианты ветхих зданий есть, но решение пока не принято.
Ясно, что при нынешнем дефиците площади условия работы очень стесненные. Что уж говорить о местах, где во время процесса находится подсудимый – они отгорожены решетками, а не стеклом. Выделяется разве что зал с местами для присяжных заседателей – кресла для них установлены очень внушительные.
В конвойных помещениях обстановка тоже более чем скромная. Обивку на диванах в комнате отдыха для полицейских не назвать даже «видавшей виды» – дыры там чуть не с человеческий рост.
В целом, ничего примечательного. Четыре камеры, отделанные «шубой», традиционная «чаша Генуя» в туалете. Единственное, чем в лучшую сторону отличаются помещения здесь от многих других, – в камерах очень хорошее освещение. Те, кто в ожидании заседания коротает время за чтением, могут это делать вполне комфортно. Также стоит отметить наличие вентиляции с принудительной вытяжкой.
В камерах в это время находилось четверо подстражных. С одним из них Светлана Агапитова побеседовала. Мужчину привезли из «Крестов». На расспросы об условиях здесь он среагировал с каким-то воодушевленным оптимизмом. «Да тут все отлично», - кратко охарактеризовал он местный быт. По его опыту, в предыдущие приезды он проводил здесь от трех до пяти часов.
Заглянула петербургский Уполномоченный и в служебное помещение для судебных приставов. Сразу видно, что люди, работающие здесь, любят идеальный порядок во всем. Когда Светлана Агапитова обратила внимание, что у здешнего диванчика нормальная обивка, они с гордостью сказали, что сами его перетянули.
Контрасты исторического здания
Василеостровский суд также располагается в историческом здании, но площадей там существенно больше. Для автозаков есть въезд в закрытый двор. Подстражных доставляют через отдельные вход и лестницу.
О том, как живется в историческом здании в смысле хозяйственной составляющей, на простых и эффектных примерах рассказала Председатель суда Татьяна Земцовская. С того момента, как появились деньги на ремонт фасада прошло 9 лет. Много времени ушло на проекты и всяческие согласования. Найти исполнителя тоже было непросто – организация должна иметь специальную лицензию на ремонт исторических зданий.
Замена дверей главного входа после случившегося поджога – тоже было делом очень хлопотным, поскольку пришлось заново создавать исторический экспонат. Обошлось это в четыре миллиона рублей…
С этими фактами контрастирует, обстановка в залах заседаний – она более чем скромная. Простенькая мебель и решетки для подстражных. Но главное неудобство – отсутствие кондиционеров. Окна фасада выходят на Средний проспект с оживленным движением. В солнечные дни находится в помещениях очень тяжело.
Три зала оборудованы системами видеоконференцсвязи. Однако Татьяна Земцовская отметила, что по каким-то причинам удаленных заседаний со следственным изолятором «Кресты» практически не бывает.
Блок конвойных помещений просторный, но с такой же как везде потрепанной мебелью в служебных комнатах. Пять небольших камер с вентиляцией, все той же «шубой» на стенах и плохим освещением. В туалете – вездесущая «чаша Генуя».
В день, когда помещения осматривала петербургский Уполномоченный заседаний, требующих присутствия подозреваемого не было, и камеры пустовали.
«Большинство претензий к «конвойкам» в Петроградском и Василеостровском районах, конечно же упираются в финансирование, - говорит Светлана Агапитова. – Но меня порадовали неравнодушные и деятельные председатели, которые все что можно делают своими силами. И в тоже время, не теряют надежды, что все необходимое из глобального все-таки удастся получить. Они с интересом выслушали мои замечания, без возражений и оправданий, как взгляд со стороны. По-моему, именно так реагируют люди, желающие что-то менять.
Ну и отдельная ремарка в отношении общего состояния судов. Мне кажется, уважение и вера в правосудие начинаются именно со здания суда. А как показывают мои объезды – над этим еще работать и работать».