Магические три буквы «Р»
Как пояснила Директор Центра Наталья Исаева, работа строится по принципу «трех Р»: реагирование, ресурс, реабилитация. То есть, специалисты разбираются – в чем нужна помощь, помогают найти ресурсы и восстановиться. Спектр услуг довольно широкий.Отделение экстренной психологической помощи проводит консультации, направленные на снижение дискомфорта, укрепления психического здоровья, мобилизацию творческих, интеллектуальных и физических ресурсов у граждан пожилого возраста. Здесь помогают обрести гармонию с собой и окружающим миром тем, кто переживает трудный период своей жизни, кому тяжело нести груз повседневных забот, кто устал и не может справляться с отрицательными эмоциями. Кроме консультаций проводятся индивидуальные и коллективные тренинги, работают группы психологической поддержки и взаимопомощи, проходят лекции и семинары.
Посменно принимает пожилых людей Отделение дневного пребывания. В течение 21 дня подопечным помогают обрести навыки здорового образа жизни и активного долголетия, раскрыть личностные возможности. Групповой характер занятий решает и еще одну важную задачу – профилактику социальной изоляции, связанной с возрастными особенностями.
На протяжении смены ежедневно приходя в Центр, пожилые люди участвуют в лечебно-оздоровительных занятиях, лекциях, беседах, тестах. Интеллектуальная деятельность чередуется с организованным досугом: посещением музеев, выставок, библиотек.
Свои творческие способности можно найти и раскрыть в кружках и клубах по интересам. Навыки активного долголетия, помогающие поддерживать когнитивные функции, а также физическое и психическое здоровье, развиваются на индивидуальных и групповых социально-психологических консультациях и тренингах. В течение дня пожилые люди обеспечиваются 3-х разовым сбалансированным питанием.
Пребывание в течение смены на Отделении помогает пожилому человеку улучшить свое состояние во всех обозначенных направлениях, а кроме того, обрести круг общения своего возраста, найти увлечение, самореализоваться. Приобретенные навыки можно практиковать в домашних условиях. За год таких смен можно пройти две, каждая со своими особенностями.
Вьетнамская экзотика и мастер-классы по смартфонам
Наталья Исаева проводила петербургского Уполномоченного по всем этажам центра, показывая, как на практике работает весь этот сложный комплекс помощи пожилым людям. Просторные коридоры, холлы, оборудованные помещения. Практически в каждой комнате шли занятия.Примечательно, что помимо традиционной для таких учреждений лечебной физической культуры, здесь практикуют такую экзотику, как Нятнам. Это вьетнамская оздоровительная система, а по совместительству, как это часто бывает на Востоке, – боевое искусство. На занятиях в Центре, конечно, отдают предпочтение динамическим и дыхательным упражнениям. Хотя для всех желающих волонтеры проводят занятия по самообороне для пожилых людей.
Компьютерным классом сейчас, конечно, никого не удивишь. Зато в плане мероприятий есть серия мастер-классов по работе со смартфонами. Там пожилых людей обучают нюансам бесконтактной оплаты, выбору врачей и клиник в интернете, современному шопингу в онлайн-магазинах.
«Ухаживают, как за детьми в садике»
В кружке оригами занятия уже заканчивалась, и Светлана Агапитова зашла поинтересоваться впечатлениями тех, для кого все это создано. До этого, заглянув в столовую петербургский Уполномоченный увидела в меню манную кашу – хороший повод начать разговор.«И как вам каша?», - поинтересовалась Светлана Агапитова, ожидая услышать жалобы на «комочки». Не тут-то было. Все выразили единодушное одобрение популярному детсадовскому блюду. А одна женщина заметила: «Я лет двадцать уже не ела и не варила, а тут с большим удовольствием ем – прекрасная каша».
Обсудив гастрономические аспекты пребывания на дневном отделении, петербургский Уполномоченный спросила: «А что больше всего тут нравится?». Оказалось – круг общения, который сохраняется и после окончания смены, по общему признанию ценен для всех. Сказали и про упражнения и техники, полученные в занятиях с психологом – их потом практикуют самостоятельно. И самую высокую оценку получил персонал Центра. Коллективным разумом сформулировали это так: «Вы знаете, за нами тут ухаживают, как за детьми в садике. Тут удивительная команда, очень внимательные все».
Удалось пообщаться и еще с несколькими группами. Впечатления и отзывы были примерно такими же. Разве что к манной каше, добавились восторги по поводу омлета «воздушного, как в садике»… А кто-то поделился такой альтернативной оценкой: «Я недавно была в московском санатории, честно скажу – он рядом не стоял по сравнению с нашим центром».
И все-таки, ложка дегтя, как водится, нашлась. Единственный момент, который вызывает дискомфорт – микроавтобус, который возит на экскурсии. В нем 9 мест, а желающих обычно – 15-16 человек.
«По сравнению с той работой, которая ведется Центром, проблема с маленьким автобусом, конечно не самая значимая и временная, - говорит Светлана Агапитова. – Думаю, что районная администрация найдет возможность приобрести более подходящее транспортное средство. Знаю, что прежний глава района Евгений Разумишкин приложил много усилий, чтобы появилась эта площадка, да еще и оснащенная всем необходимым. Для сменившего его Андрея Хорта добавить этот небольшой штрих в уже проделанную большую работу – своего рода дело чести.
В целом же работа этой площадки Центра впечатляет и своим масштабом, и качеством. Естественно, что дело не только в здании и оснащении. Не меньший труд – собрать коллектив, о котором пожилые люди так отзываются».