Пытаясь взыскать с бывшего мужа около 700 тысяч рублей алиментного долга, мать двоих детей Екатерина П. с удивлением узнала об его «обнулении» и окончании исполнительного производства, после чего обратилась за помощью к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
При рассмотрении обращения Екатерины сотрудники аппарата Уполномоченного выяснили, что женщина с сыном и дочерью находится в бедственном положении. Их доход с учетом детских пособий – 23 тыс. рублей. Более того, после развода в 2017 году Екатерина с детьми осталась без жилья. Они были признаны комиссией районной администрации нуждающимися в специальной социальной защите, а также приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако государственной поддержки семья до настоящего времени не получила. Единственный предложенный районной администрацией вариант - 17-метровая комната в коммунальной квартире – Екатерину не устроил из-за антисанитарного состояния помещения.
Бывший муж третий год не оказывает Екатерине с детьми никакой материальной поддержки, хотя при разводе было заключено нотариальное соглашение о выплате алиментов в твердой денежной сумме - 10 тыс. рублей на каждого ребенка ежемесячно до их совершеннолетия. В течение 2018 года денежные средства взыскивались с него судебными приставами, а с 2019 года перестали поступать на счет матери детей. К концу 2020 года алиментный долг вырос до 700 тыс. рублей, а в 2021 году Екатерина неожиданно выяснила, что исполнительное производство окончено.
«Обнулился долг с легкой руки пристава и ушел от ответственности по содержанию отец детей… А мы пытаемся выжить…», - написала мать двоих детей в обращении к петербургскому омбудсмену.
Уполномоченный инициировал ведомственные проверки, которые провели как в администрации района, так и в Главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу и выявили нарушения в действиях должностных лиц.
К обеспечению жилищных прав семьи омбудсмен привлек Жилищный комитет, который имеет возможность выделить жилое помещение специализированного фонда в другом районе. Разрешение квартирного вопроса Екатерины взято на контроль в аппарате Уполномоченного.
После проверки, проведенной службой судебных приставов, было установлено, что алиментный долг «исчез» по вине пристава-исполнителя, который неправомерно окончил производство. Данный сотрудник был уволен, исполнительное производство возобновлено, рассчитана сумма действительной задолженности и проведена ее индексация пропорционально росту величины прожиточного минимума. В результате - алиментный долг составил около миллиона рублей.
Главное управление ФСС поручило начальнику районного отдела:
-
вручить должнику требование о предоставлении транспортного средства для ареста и дальнейшей реализации в счет погашения задолженности по алиментам;
-
направить заявление в суд об ограничении выезда за пределы Российской Федерации и ограничении специальных прав должника в части водительского удостоверения;
-
привлечь должника к административной ответственности.
Взыскание алиментного долга также взято на контроль в аппарате Уполномоченного.