Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Мониторинг ПНИ продолжается: что мешает жить самостоятельно?

09 июля 2024

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге продолжает изучать качество жизни граждан, проживающих в психоневрологических интернатах. На этот раз внимание было обращено на Центр социальной реабилитации ПНИ №10, расположенный в поселке Шапки Тосненского района.
В рамках мониторинга эксперты изучали эффективность социального обслуживания и пытались выяснить, готовы ли получатели услуг к жизни вне стен учреждения. О том, к каким выводам пришли специалисты, читайте в нашем материале.


Зачем нужен мониторинг?

Психоневрологические интернаты, по сути, - это дома социального обслуживания, где инвалиды со множественными нарушениями проживают на постоянной основе и получают комплекс социальных, медицинских, педагогических, психологических услуг (в том числе, по профессиональной ориентации) и содействие в трудоустройстве.

В прошлом году в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были внесены изменения, касающиеся обеспечения инвалидов услугами сопровождаемого проживания. В Петербурге началась реформа системы психоневрологических интернатов, цель которой - создать альтернативные формы жизнеустройства людей с психическими отклонениями с разной степенью самостоятельности.
Чтобы понять, как ведется работа в этом направлении, Светлана Агапитова инициировала мониторинг качества жизни проживающих в социозащитных учреждениях. Приступая к анализу, группа экспертов поставила перед собой две главные задачи: во-первых, – оценить, насколько эффективны социальное обслуживание и реабилитация инвалидов в ПНИ. А во-вторых, какое количество получателей социальных услуг готово сменить стационарное обслуживание на сопровождаемое проживание вне стен учреждения.

Мониторинг стартовал в ПНИ №10 , где специалисты изучали особенности дееспособных проживающих, имеющих возможность работать. Комплексное исследование проводилось на основе анализа документов, данных реабилитации, мнения сотрудников и личных интервью. По итогам, отбирались те граждане, которые имеют потенциал жить за пределами интерната.  
Следующим этапом стало изучение качества жизни подопечных Центра социальной реабилитации данного учреждения в поселке Шапки Тосненкого района Ленинградской области, который Светлана Агапитова посетила в сопровождении специалистов своего аппарата, а также представителей Главного бюро Медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Санкт-Петербургу и городской системы социального обеспечения.


Есть ли желающие выйти?

Центр социальной реабилитации в поселке Шапки - один из самых удаленных объектов системы социального обслуживания Петербурга. В настоящее время там проживает 120 человек. Для них Центр должен стать первой ступенькой на пути из ПНИ к самостоятельной жизни в обществе. Но сколько человек, по факту, готовы к этому шагу?

В рамках мониторинга эксперты проанализировали индивидуальные программы предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ) и индивидуальные программы реабилитации и абилитации (далее – ИПРА) на предмет их соответствия актуальным потребностям каждого инвалида.
В результате выяснилось, что у 15 человек ИППСУ нуждаются в корректировке. Речь, в частности, идет о социальных услугах трудового, медицинского и бытового характера, оказываемых в учреждении. Кроме того, 4 инвалидам нужно пересмотреть ИПРА – изменить рекомендации по профессиональной реабилитации и определению способности самостоятельного проживания.

По данным мониторинговой группы, 6 из 25 человек (возраст до 45 лет), находящихся в социально-реабилитационном центре, могли бы жить у себя дома – при условии сопровождения по месту проживания. Однако согласие на выход дали только двое – супружеская пара, занимающая сейчас тренировочную квартиру. Остальные не хотят покидать интернат, аргументируя это тем, что здесь у них уже налажен быт, имеется постоянное трудоустройство на территории учреждения, организован досуг. Да и страшно «потерять себя» в условиях мегаполиса.

Сложнее всего приходится тем, кто находится в интернатной системе более 20 лет, начиная с детства. Эти люди не знают другой жизни, поэтому для них сейчас самостоятельное проживание – это шаг в неизвестность, который они очень боятся сделать. Нужна серьезная поддержка, опора.


Есть ли желающие трудиться?

Трудовая занятость – основа успешной социализации. Однако мониторинг показал, что дееспособные инвалиды, которые до сих пор не трудоустроены, имеют крайне низкую мотивацию на получение рабочей профессии. А те, кто прошел профподготовку в Государственном автономном нетиповом профессиональном образовательном учреждении Ленинградской области («Мультицентр»), не могут трудоустроиться, потому что такие профессии как вышивальщица, оператор стиральных машин, отделочник художественных изделий, кухонный рабочий и т.д. не востребованы в рамках социальной занятости инвалидов в Санкт-Петербурге.
Сами же проживающие хотели бы, к примеру, освоить специальность мастер по ремонту обуви, парикмахер, маляр-штукатур, сантехник и мастер по ремонту бытовой техники. Это позволило бы самостоятельно искать работу на открытом рынке труда, а приобретенные навыки пригодились бы при проживании вне стен интерната.

Анализ качества жизни граждан, проживающих в ПНИ №10 и его структурном подразделении, – только начало большого исследования. В летний период Уполномоченный совместно с представителями различных ведомств продолжит мониторинг качества жизни инвалидов, проживающих в интернатах № 2, № 4, № 6 и № 9.

Светлана Агапитова: «Мы только начали наш мониторинг, но уже становится очевидным, что существующая система не предполагала, что люди, проживающие в ПНИ, когда-нибудь выйдут из учреждения. Сейчас социальная сфера активно перестраивается – и это правильно. Люди, имеющие потенциал жить самостоятельно или с сопровождением, не должны оставаться в интернатах.
Да, страшно пробовать что-то новое, особенно, если плохо развиты социальные и трудовые навыки. Но шанс улучшить качество жизни должен быть у каждого. Поэтому так важно выявить всех желающих, поддержать их и дать возможность попробовать свои силы. Сначала – Центр социальной реабилитации, потом – тренировочные квартиры, а финальным этапом может стать сопровождаемое проживание. Как я уже говорила: те, кто могут, должны выйти!».




Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00