В ноябре прошлого года в парадной жилого дома на улице Ярослава Гашека демонтировали старый пандус и установили на его месте современную подъемную платформу. Сделано это было для инвалида-колясочника Сергея Юниковича Г. в рамках государственной программы «Доступная среда». Ключ от подъемника передали технику ЖКС и велели инвалиду ждать разрешения на «запуск». Он прождал всю зиму и неизвестно сколько пришлось бы еще, если бы не обратился за помощью к петербургскому омбудсмену Светлане Агапитовой.
«Может хватит играть в игру “Помоги инвалиду”, а реально помочь?! Я и так с ограниченными возможностями, а меня еще больше ограничивают. А главное, в чем – в том, чтобы выйти на улицу. Кто-нибудь из здоровых людей пробовал месяцами сидеть дома в четырех стенах без свежего воздуха? Попробуйте!!! <…> Когда мне запустят подъемник?! Такое ощущение, что сделали его не для человека, а для галочки», - возмущался Сергей Юникович, эмоционально описывая положение, в котором оказался, Уполномоченному по правам человека Светлане Агапитовой.
Изучив жалобу, специалисты аппарата Уполномоченного, убедились, что возмущение инвалида было совершенно справедливым.
До установки нового подъемника в доме Сергея Юниковича был пандус, которым он мог воспользоваться с помощью жены или сына. В ноябре прошлого года его лишили такой возможности, ничего не предложив взамен. Вернее, предложили – ждать введения в эксплуатацию подъемной платформы. Сколько придется ждать, не уточнялось. Поэтому любой выход из дома - в больницу, поликлинику, а один раз даже в цирк - превращался для инвалида в отдельный «аттракцион».
«Мне надо было ехать на МРТ, а спуститься никак. Мой вес 120 кг, плюс коляска. Родственникам не справиться. Я позвонил за помощью подрядчику. Было сказано, что ключ от подъемника у техника по дому. До техника не дозвонился. Позвонил в районную администрацию. Сказали, что помочь ничем не могут, обращайтесь в МЧС. Спасатели сказали, что приезжают по вызову скорой в экстренных случаях. Обратился в реабилитационный центр Фрунзенского района, там пошли на встречу – нашли помощников», - вспоминал Сергей Юникович свой первый выход из дома после демонтажа пандуса и сокрушался, что теперь полностью зависит от других людей.
В администрации Фрунзенского района на запрос Уполномоченного ответили, что в курсе проблемы. Полное техническое освидетельствование подъемной платформы выполнил инженерный центр «Техэксперт сервис», сразу после ее установки (2 ноября 2021 года) заключив, что она «в исправном состоянии и готова к вводу в эксплуатацию». Сотрудников ЖКС и членов семьи инвалида обучили пользоваться подъемником.
Однако окончательный акт на ввод в эксплуатацию выдается Ростехнадзором «на основании контрольного осмотра». Для этого туда нужно было обратиться представителю владельца подъемника – ЖКС. Сделали это почему-то только в середине января. И с первой попытки получить положительное заключение не удалось. Инспектор Ростехнадзора выявил нарушения, препятствующие вводу подъемника в эксплуатацию. И подрядной организации «Невская лифтовая компания» было поручено их устранить.
Остается догадываться, как долго мог продолжаться процесс дальнейших доработок и согласований. Вмешательство Уполномоченного его явно ускорило. В начале этой недели акт Росттехнадзора был получен, и подъемник, наконец, запустили.
«Вчера впервые за четыре месяца я вышел из дома, чтобы просто погулять, подышать и погреться на солнце», - поделился Сергей Юникович в телефонном разговоре с сотрудницей аппарата Уполномоченного и поблагодарил омбудсмена за помощь.