Копейка, как известно, рубль бережет. Эту непреложную истину пенсионерка Анна Александровна* сделала девизом своей жизни. Бережливая женщина научилась экономить даже на утилизации твердых отходов - мусоре. Правда, иногда выработанная система сбережения финансов дает сбой. Это и стало поводом для обращения к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
Анна Александровна пишет Светлане Агапитовой уже не в первый раз. Благодаря Уполномоченному пожилая петербурженка сумела разобраться с компенсацией расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Выяснила, положен ли ей статус ветерана труда. И даже пожаловалась на неприемлемое поведение соседей. Теперь у пожилой женщины новая проблема: ей неправильно рассчитали плату за вывоз и переработку мусора.
«Я не всегда живу в своей квартире. Периодически уезжаю на дачу, отдыхаю в санаториях или лечусь в больницах, - описывает заявительница ситуацию. - В этот период я не пользуюсь услугами по вывозу мусора и хочу, чтобы мне зачли все периоды моего отсутствия».
По закону**, при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении можно попросить пересчитать размер платы за вывоз мусора. Данная возможность появилась только с 01.03.2023 года, и Анна Александровна уже успела ею неоднократно воспользоваться.
Однако, уверяет женщина, в АО «Единый информационно-расчетный центр Санкт-Петербурга» не все просьбы были услышаны. После каждого периода отсутствия клиентка скрупулезно собирала пакет документов, подтверждающий факт отъезда, и вместе с заявлением подавала в ЕИРЦ. Далее, методично по «платежкам» отслеживала, производился ли перерасчет. Оказалось, что не всегда.
Избирательность организации пенсионерке не совсем понятна. К примеру, прошлым летом женщина целый месяц отсутствовала по причине прохождения курортно-оздоровительного лечения – этот период ей зачли. А вот нахождение в другом санатории зимой к сведению не приняли.
Аналогичная ситуация обстоит с поездками на дачу: за какие-то месяцы перерасчеты произведены, а за какие-то – нет. От чего это зависит?
Ответы, полученные от представителей информационно-расчётной организации, по словам женщины, ясности не внесли. Поэтому Анна Александровна, по проторенной дорожке, снова обратилась за помощью в аппарат Уполномоченного по правам человека: «Мои права нарушены! Прошу принять меры!». К увесистому пакету документов были приложены тетради, испещренные математическими вычислениями – женщина тщательно отслеживала все расходы и готова была наглядно доказать свою правоту по каждому из пунктов.
На первый взгляд, позиция пенсионерки ясна и убедительна. Но почему не была услышана? Чтобы разобраться в ситуации, Светлана Агапитова направила ходатайство в АО «ЕИРЦ» с просьбой пояснить, по какой причине заявления Анны Александровы до настоящего времени не рассмотрены и перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не произведен.
Вскоре из организации последовал ответ. Оказалось, что в информационно-расчетном центре тоже все ходы записаны.
По сведениям руководства, Анна Александровна обращалась к ним семь раз. Действительно, не все требования удовлетворены, и на то есть веские основания.
Согласно п.91 Правил №354**, письменное заявление о выполнении перерасчета размера платы за коммунальные услуги может быть подано либо до начала временного отсутствия потребителя, либо не позднее 30 дней после возвращения. Именно по этой причине Анне Александровне не учли зимний санаторный отдых.
Кроме того, отсутствие жильца должно быть подтверждено документально. В частности, необходимо приложить справки из медицинских учреждений, санаториев, садово-некоммерческих товариществ, подтверждающие факт временного отсутствия. И предоставить проездные документы – билеты. Анна Александровна все эти условия выполнила, но не учла один нюанс, также прописанный в Правилах**: если билеты оформлены в электронном виде, потребителю следует предоставить документ, подтверждающий факт их использования (например, справку от перевозчика). Данное условие - не прихоть расчетного центра, а требование действующего законодательства, которое должны быть соблюдено.
В итоге, Анне Александровне дали подробное разъяснение по каждому из непринятых заявлений и рекомендовали повторно обратиться в организацию с дополненным пакетом документов. Тогда перерасчет будет произведен в полном объеме.
Светлана Агапитова: «У нас достаточно много обращений, касающихся деятельности Единого информационно-расчетного центра. Руководство организации отмечает, что нацелено на повышение качества работы и оперативную отработку жалоб. Но, к сожалению, пользователям услуг не всегда понятно, кем проверяется корректность поступающих сведений, за что выставляют те или иные счета, как и когда производятся перерасчеты. А после изменений законодательства в части компенсации расходов за ЖКУ вопрос стоит особенно остро.
Когда система расчетов станет более прозрачной и понятной, число недовольных граждан значительно уменьшится».
*данные изменены
**в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.03.2024) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")