«Недобрый день, уважаемая Светлана Юрьевна!». Так начиналось обращение к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой от инвалида-колясочника Анатолия К. Далее объяснялось, почему, собственно, день оставляет желать лучшего. Потому что возле Городского врачебно-физкультурного диспансера на Фонтанке, 18, куда Анатолий приехал на машине, он не смог реализовать свое законное право на бесплатную парковку. Ближайшие два места, оборудованные знаком «Инвалид», находятся почти в полукилометре от диспансера – на улице Пестеля, еще одно есть в 530-ти метрах – на улице Белинского. Припарковаться же непосредственно у медицинского учреждения, где регулярно проходят обследования спортсмены-паралимпийцы, в т.ч. колясочники, можно на 14-ти местах, но уже «на общих основаниях», т.е. за почасовую оплату. Ведь улицы Центрального района Петербурга – это зона сплошной платной парковки, и каждое машиноместо на ней приносит доход в городской бюджет. «Прошу принять меры и устранить дискриминацию инвалидов!» – резюмировал свою жалобу омбудсмену Анатолий.
До того, как пожаловаться Светлане Агапитовой, Анатолий сам предпринял попытку устранить эту дискриминацию. О том, что на набережной Фонтанки от 12-го до 30-го домов вообще нет ни одного специализированного парковочного места для инвалидов, а в каждом здании есть объекты социальной инфраструктуры, в которые им в соответствии с федеральным законодательством должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, колясочник написал в Дирекцию по организации дорожного движения Санкт-Петербурга, подведомственную Комитету по транспорту.
Анатолий напомнил, что на всех парковках общего пользования должно выделяться не менее 10 % мест для бесплатного размещения транспортных средств инвалидов, и что находиться они должны не далее, чем в 50-ти метрах от объектов социальной инфраструктуры. Понимая, что установленные нормативы и правила трудновыполнимы для каждого такого объекта, заявитель попросил выделить 5 % мест для бесплатной парковки инвалидов там, куда постоянно приезжают на своих автомобилях спортсмены-колясочники – у Городского врачебно-физкультурного диспансера.
Однако из Дирекции по организации дорожного движения Анатолию ответили, что «при проектировании и создании зоны платной парковки в Санкт-Петербурге обустройство мест для бесплатного размещения ТС инвалидов выполнено в полном соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Выделение же не менее 10 % мест с опознавательным знаком «Инвалид» «осуществляется не по каждой улице, а на всей зоне платной парковки».
«То есть мне предлагают или 500 метров вместо установленных СНиПами 50-ти на коляске ехать до диспансера от бесплатной парковки для инвалидов (если она не будет занята, конечно, учитывая, что мест этих на ул. Пестеля только два, а на Белинского - одно), или встать возле него только за деньги. И это социальной защитой инвалидов называется?!», - возмутился Анатолий и обратился за помощью к Уполномоченному по правам человека. А Светлана Агапитова привлекла к решению проблемы председателя Комитета по транспорту Валентина Енокаева.
Судя по полученному от него ответу, небесспорная, мягко говоря, позиция Дирекции по организации дорожного движения о том, что «все в рамках закона», в Комитете разделяют. Но рекомендацию омбудсмена обустроить места для бесплатной парковки инвалидов у Городского врачебно-физкультурного диспансера там сочли целесообразной. Валентин Енокаев пообещал сделать это в ближайший агротехнический период (он начнется 16 апреля 2023 года).
Комментарий Светланы Агапитовой:
«Мы, собственно говоря, здесь все боремся за место под солнцем… в виде гаража!». Эта цитата из фильма Эльдара Рязанова «Гараж» сегодня по-прежнему актуальна. Теперь, правда, приходится бороться за бесплатное парковочное место на улице…
Зона платной парковки неминуемо и активно расширяется. В этом году она полностью охватила Центральный и Адмиралтейский районы, на очереди – Петроградский и Василеостровский. И то, что Анатолий обратил внимание на дефицит в нашем городе парковочных мест для инвалидов у социальных объектов, очень важно.
Будем с коллегами изучать проблему. У нас есть сомнения, что при проектировании зон платной парковки анализировалась востребованность тех или иных медицинских, реабилитационных, образовательных и культурных учреждений инвалидами. Я обязательно предложу это сделать Комитету по транспорту с привлечением НКО, выступающих за создание не мнимой, а реальной доступности города для людей с ограниченными возможностями здоровья, например, общественной организации «На колясках без барьеров», и таких, как Анатолий, активистов-колясочников. Хотелось бы до начала агротехнического периода следующего года понять, где еще действительно не хватает знаков «Инвалид», и оперативно восполнить их дефицит».
Ранее по теме: