Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Нам нужна справка, что вам нужна справка, что им нужна справка...

20 сентября 2022

Кто помнит популярную в 60-е годы прошлого века юмореску Аркадия Райкина «Справки»? Эта миниатюра про бюрократический футбол создавалась более полувека назад «на злобу дня», а стала, к сожалению, нестареющей классикой. В том, что подобную «неспортивную игру» можно увидеть и сегодня, убедилась петербургский омбудсмен Светлана Агапитова, когда помогала вышедшей на пенсию женщине получить социальную доплату до величины прожиточного минимума.

«Нестраховой» случай

Лариса Ж. обратилась за помощью к Уполномоченному по правам человека в Петербурге, когда из районной администрации ей пришел отказ в назначении региональной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума. «Я являюсь приемной матерью несовершеннолетнего ребенка и получаю за это от государства положенную компенсацию, не работаю, в апреле этого года достигла пенсионного возраста, пенсию мне назначили в 9885 рублей. Увеличить ее до величины прожиточного минимума отказались, объяснив тем, что я осуществляю трудовую деятельность. Разберитесь, пожалуйста!», - было написано в заявлении.

Светлана Агапитова разобралась и пришла к выводу, что в доплате Ларисе отказали неправомерно.

То, что Лариса получает компенсацию за воспитание приемного ребенка, в соответствии с требованиями законодательства об обязательном пенсионном страховании действительно считается ее работой (предмет договора о приемной семье – это оказание возмездных услуг, соответственно, получаемые по нему выплаты облагаются страховыми взносами). Но только до момента назначения страховой пенсии.

Ставшие пенсионерами приемные родители, опекуны или попечители, которые не осуществляют иную трудовую деятельность, перестают быть застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования лицами (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Для них в отличие от работающих пенсионеров «страховой случай» уже наступил. Почему же для Ларисы он оказался «нестраховым?»

С этим вопросом Светлана Агапитова обратилась к главе районной администрации, отдел социальной защиты которой принял решение об отказе петербурженке в региональной доплате к пенсии. Омбудсмен также изложила в запросе свою правовую позицию и рекомендовала восстановить законное право Ларисы на социальную поддержку.

«ДА» вместо «НЕТ»

В ответе из районной администрации доводы Уполномоченного по правам человека не оспаривались, с ними даже были согласны. Причина отказа приемной матери в доплате к пенсии объяснялась следующим обстоятельством: в автоматизированной информационной системе «Электронной социальный регистр населения Санкт-Петербурга» напротив фамилии Ларисы в графе «работающий пенсионер» стояла отметка «ДА».

Почему это так, в собесе никто разбираться не стал. Данные в социальный регистр поступают из Пенсионного фонда, ему должно быть виднее. Может, Лариса не только воспитывает приемного ребенка, но и где-то работает?..

Глава района проинформировал омбудсмена, что заявительнице рекомендовали разобраться с «установленным статусом», обратившись в пенсионный орган по месту жительства.

Прямо по Райкину

Сотрудница аппарата Уполномоченного по правам человека связалась с Ларисой, чтобы выяснить, воспользовалась ли она рекомендацией районной администрации. Выяснилось, что да. Женщина только вернулась оттуда, куда ее отправили, и была полна негодования. Результата достигнуть не удалось, потому что как в миниатюре Райкина «Справки» начался бюрократический футбол.

«В собесе мне сказали принести из Пенсионного фонда справку, что на момент назначения пенсии я не работала и в настоящее время нигде не тружусь, тогда мне оформят доплату, - рассказала представителю омбудсмена Лариса. – Я так и поступила, пришла в свое районное отделение, объяснила ситуацию, а мне ответили, что по заявлению граждан такие справки не выдают, что им нужен запрос из администрации района. Просто издевательство какое-то! Что же мне теперь опять в собес идти и у них просить справку на справку?».

«Никуда больше не ходите», - ответили Ларисе в аппарате Уполномоченного и пообещали ей содействие в прекращении этого бюрократического футбола.

Светлана Агапитова напомнила руководству районной администрации о существовании порядка межведомственного взаимодействия и настоятельно рекомендовала восстановить право Ларисы на дополнительные меры социальной поддержки с момента его наступления, т.е. с апреля этого года. Тем более, в региональном отделении Пенсионного фонда Уполномоченному подтвердили, что провели проверку и убедились, что Лариса нигде не трудоустроена и не была, когда оформляла пенсию. Странную консультацию, полученную пенсионеркой от специалиста районного подразделения, комментировать там, правда, не стали. Хотелось бы надеяться, что оргвыводы все-таки были сделаны.

Сколько еще могла продолжаться эта «неспортивная игра», если бы не повторное вмешательство омбудсмена, остается только догадываться. Выход на поле Светланы Агапитовой безусловно повлиял на исход матча - Ларисе назначили доплату к пенсии, начиная с апреля.

«Хорошо, что история завершилась благополучно, а не как в миниатюре Райкина, герой которой, собирая справки на справки, оказался в психиатрической лечебнице, - комментирует ситуацию Светлана Агапитова. – Думаю, многим должностным лицам, которые не видели этой юморески, стоит с ней познакомиться. Надеюсь, поможет изменить подход к рассмотрению обращений граждан. Ведь, как верно подметил сатирик: «Равнодушие к людям – это опасное психическое заболевание».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00