Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Николаевская больница: паллиативное отделение и реабилитационный потенциал

16 октября 2023

В Николаевскую больницу, расположенную в Петродворцовом районе Светлану Агапитову привела жалоба. В своем обращении на имя петербургского Уполномоченного мужчина уверяет, что его мама испытывает страдания и теряет здоровье из-за халатности врачей и неправильного лечения.

Кроме того, в ходе посещения стационара Светлана Агапитова узнала о том, как обустраивается созданное недавно отделение паллиативной помощи. Это направление работы медицинских учреждений является предметом особого внимания со стороны Уполномоченного.

Традиционные беседы с пациентами по большей части касались претензий к питанию – далеко не все готовы воспринимать еду, которую предлагают в больнице.

Николаевская больница – учреждение с корнями, уходящими в начало XIX века, когда появился петергофский лазарет. А спустя еще половину столетия издается указ Николая I о строительстве Петергофского дворцового госпиталя. К Олимпийским играм 1980-го года для учреждения был построен новый корпус. Пройдя период упадка в 90-е, больница сохранилась, вернула себе историческое имя и продолжает работать, обновляя свою технологическую базу.

Сейчас это стационар с крупнейшим отделением гемодиализа и комплексной реабилитацией. Также на базе учреждения создана Межрайонная Централизованная клинико-диагностическая лаборатория, соответствующая национальному стандарту качества.

По численности пациентов Николаевская больница – не самая крупная и рассчитана на 501 койко-место. Большая часть больных поступает в экстренном порядке и в круглосуточном режиме. Географически это в основном Петергоф и прилегающие районы, в том числе относящиеся к Ленинградской области.

С прошлого месяца в учреждении появилось новое отделение – паллиативной помощи для граждан, страдающих заболеваниями, которые не поддаются излечению. Это направление деятельности находится в зоне особого внимания петербургского Уполномоченного, поскольку люди, нуждающиеся в этом виде поддержки, не всегда могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы.

Паллиативное отделение не заменит «сестринские» койки

Главный врач Николаевской больницы Дмитрий Решетник, несмотря на свой отпуск, решил лично представить учреждение Уполномоченному. С заслуженной гордостью он показал Межрайонную Централизованную клинико-диагностическую лабораторию, которая обслуживает более миллиона жителей Санкт-Петербурга. Работает это подразделение с 2004 года, а в 2017-18 было качественно переоснащено высокотехнологичным оборудованием ведущих производителей. Все процессы автоматизированы, используются роботизированные комплексы, закрытые системы, что позволяет выполнять лабораторные исследования различной степени сложности в максимально короткие сроки с высоким качеством и достоверностью.

Для вновь образованного отделения паллиативной помощи было выделено половина площадей терапии. Палаты оснастили функциональными кроватями с противопролежневыми матрасами. Необходимость создания такого подразделения продиктовал практический опыт.

До этого в каждом отделении было некоторое количество коек так называемого сестринского ухода. Пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи, помещали на них. Однако получалось, что тем самым подолгу занимаются госпитальные места того или иного профиля. Чтобы упорядочить и систематизировать эти услуги, было принято решение о создании обособленного отделения на 40 коек.

«Знаю, что потребность в этой помощи есть и развивать его нужно. Кстати, в структуре Городской больницы № 14 вообще есть хоспис и практика показывает, что это полезное сочетание. Преимущество в том, что к услугам паллиативных пациентов клинико-диагностическая база стационара.

Однако, в случае Николаевской больницы меня тревожит, что новое отделение создали по сути за счет сокращения коек сестринского ухода. Это когда пациент находится в стационаре в основном по «социальным» причинам, и нуждается в уходе, а не медицинской помощи. Такая форма работы тоже очень нужна», - высказала Светлана Агапитова свое мнение руководителю учреждения.

Дмитрий Решетник обещал учесть замечания Уполномоченного и скорректировать этот момент. Также они обсудили потенциальную возможность создания соматопсихиатрического отделения. Оно бы могло в том числе принимать подопечных психоневрологических интернатов, когда у них есть потребность в госпитализации по соматическим заболеваниям. Такое подразделение успешно функционирует и хорошо зарекомендовало себя в Александровской больнице. В территориальной близости от Николаевского стационара тоже есть крупные психоневрологические интернаты: в Петергофе и Стрельне, а также Реабилитационный центр, работающий на базе ДДИ №1.

Технически такая возможность есть поскольку готовится к переезду отделение гемодиализа. Администрация района уже подыскала помещение, однако там необходимо провести ремонт. За счет освободившихся площадей планируют расширить реанимацию. Найдется место и для соматопсихиатрического отделения. Светлана Агапитова пообещала поддержать эту идею. Тем более, что, обходя стационар встретила подопечную психоневрологического учреждения, находившуюся на лечении в сопровождении сотрудницы интерната.

Лечебное и вкусное не всегда совпадает

Кстати, нехватка мест наблюдается и в кардиологии. Осматривая стационар, Уполномоченный увидела пациентов, лежащих в коридоре. Правда больные недовольств по этому поводу не высказали. Одна женщина даже уверяла, что в палату не хочет – там включили отопление и очень душно. А коридоры широкие и свежего воздуха там больше.

Наиболее полярные мнения вызвало питание. Здесь его обеспечивает внешний поставщик по утвержденному диетврачом семидневному меню. Претензии касались большого количества овощей, а вот гарниров типа макаронных изделий – маловато. Ну а еще «закормили рыбой», «все несоленое и пресное», «мало масла и яиц».

Эти недовольства Светлана Агапитова обсудила с диетврачом. Специалист пояснила, что действующее меню составляла ее предшественница и на следующий год оно пересматривается. Кроме того, питание в больнице должно щадить организм, а не перегружать его. Ограничения по количеству соли и специй – нормальное дело для кардиологического отделения. Тоже самое касается и гипохолестериновой диеты – не все готовы ее воспринимать, поскольку в повседневной жизни к ней не привыкли. В тоже время диетврач обратила внимание на отсутствие протертой пищи – а это очень важно, особенно для пожилых людей, которые не всегда уже могут справиться своими зубами. Одна из пациенток как раз жаловалась, что получает на второй завтрак яблоко и съесть его не может, а ей по показаниям необходимо частое и дробное питание.

Что делать, если реабилитационный потенциал отсутствует?

Навестила петербургский Уполномоченный и пациентку о защите интересов которой просил ее сын. Мужчина сообщает, что весной этого года мама перенесла инсульт. С тех пор она побывала уже в трех больницах, однако так и не может вернуться к нормальной жизни. Она отказывается от приема пищи и крайне истощена. Причину он видит в халатности врачей, жалуется на массу бюрократических процедур, нечуткое отношение и черный юмор применительно к состоянию больной.

На нынешнем этапе злоключений она была направлена в Николаевскую больницу участковым врачом с острым астеническим синдромом. Сын рассчитывал, что для мамы проведут реабилитацию и установят причину отказа от еды. Однако, вопреки ожиданиям ничего подобного не произошло, и состояние женщины не улучшается. По его словам – дело идет к выписке, а результата нет и очередная госпитализация – лишь вопрос времени.

Конечно, контролем объемов, сроков и качества оказываемой медицинской помощи должны заниматься специалисты. Согласно сведениям, имеющимся в аппарате Уполномоченного, данную ситуацию изучают территориальный орган Росздравнадзора и страховая медицинская организация.

Представители Николаевской больницы, сообщили, что на протяжении всей госпитализации выполнялись инструментальные и лабораторные обследования, проводилась медикаментозная терапия, обработка и перевязка пролежней. Специалисты пришли к коллегиальному выводу, что у этой пациентки отсутствует реабилитационный потенциал, более того – имеются противопоказания к такой работе. Поэтому она находится в отделении паллиативной помощи и получает поддерживающую терапию. Кроме того, есть у медиков претензии и к сыну женщины. Они неоднократно замечали, что он пытается через силу накормить мать едой, которая в ее состоянии противопоказана…

«Мы запросим и ознакомимся с выводами экспертов по этой ситуации и разберемся в ней, - говорит Светлана Агапитова. – Кроме этого женщина наблюдалась и в районном поликлиническом звене. Надеюсь, что данных о ней достаточно, чтобы понять из-за чего произошло существенное ухудшение здоровья. Ну и самое главное – что еще можно сделать.

Конечно, для меня, как неспециалиста, странно звучит вердикт об отсутствии потенциала к реабилитации. Все-таки 72 года – еще совсем не критический возраст, и должна быть надежда, как у самого пациента, так и у родственников».


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00