В последние годы система лечения онкологических заболеваний претерпевает существенные изменения. В конечном счете преобразования направлены на повышение эффективности борьбы с раком. Однако в условиях меняющейся медицинской реальности не всегда могут сориентироваться пациенты. И в практике петербургского Уполномоченного уже была ситуация, когда больной… потерялся.
Чтобы разобраться в ныне действующей системе Светлана Агапитова посетила Городской консультативно-диагностический центр № 1 (ГКДЦ), на базе которого создан центр амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), и познакомилась с его работой.
С 2019 года в нашем городе действует программа «Борьба с онкологическими заболеваниями на 2019 – 2024 годы». Ее появление обусловлено ростом количества раковых больных. Именно в рамках этой программы и стали создавать ЦАОПы. В настоящее время, по информации Комитета по здравоохранению их открыто 15, а в этом году добавится еще три. Таким образом, в каждом районе будет свой центр. В системе борьбы с онкологическими заболеваниями они составляют среднее звено с очень важной амбулаторно-диагностической функцией.
Роль первичного выявления исполняют районные поликлиники и участковые терапевты. Специалисты там ориентированы при малейших подозрениях на рак, отправлять человека на диагностику в ЦАОП. После проведения обследования и постановки диагноза пациенту дают пакет документов и направление в городской или федеральный стационар, специализирующийся на лечении онкологии, например, в Санкт-Петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи в поселке Песочный. Эти учреждения составляют уже третье звено помощи. Там консилиум специалистов определяет индивидуальную программу лечения. В зависимости от состояния пациента, стадии заболевания и других обстоятельств его или госпитализируют, или направляют на амбулаторное лечение в ЦАОП. Такая альтернатива позволяет не перегружать стационары теми, кто может лечиться, проживая дома, посещая учреждение в своем районе.
Рассказывая Светлане Агапитовой о выстраивающейся системе борьбы с раком, Главный врач Городского консультативно-диагностического центра №1 Александр Белевитин особенно почеркнул важность диспансеризации. Именно этот комплекс мероприятий позволяет обнаружить опасную болезнь на ранних стадиях, что во многом обеспечивает успех ее лечения. Саму идею концентрации профильных специалистов и диагностического оборудования в районных ЦАОПах главврач также считает разумной и эффективной.
Александр Белевитин и его коллеги провели для петербургского Уполномоченного небольшую экскурсию по диагностическому центру и рассказали о том, как построена работа внутри учреждения. Записаться сюда можно через интернет – сайт учреждения интегрирован с порталом «Здоровье петербуржца». В Центре также работает система электронных очередей. Но это не исключает ожидания перед кабинетом, которое может затянуться. Об этом Светлане Агапитовой, рассказали граждане, сидящие в очереди. Однако к этой необходимости они относятся с пониманием: «Мы знаем «за что» сидим. Здесь очень хорошие врачи. Просто каждый пациент требует разного количества времени и заранее спланировать это невозможно». Такой индивидуальный подход подтвердил и Александр Белевитин, пояснив, что норматив 24 минуты на пациента при их специфике работы соблюдать невозможно.
В процессе обхода выяснился и еще один организационный нюанс, который не лучшим образом влияет на работу Центра. Оказалось, что учреждение размещается в одном здании с районной поликлиникой, и это не редко становится причиной путаницы и неразберихи для посетителей. Люди ошибочно выстаивают очередь не в ту регистратуру или «теряются» на этажах, неверно сориентировавшись между двумя учреждениями под одной крышей. Конечно, экраны с электронной навигацией есть на каждом уровне, но не все еще привыкли к высоким технологиям.
Поинтересовалась Светлана Агапитова и возможностями отслеживания пациентов в процессе диагностики и лечения. В практике Уполномоченного был случай, когда человека, проходящего лечение от онкологического заболевания «потеряли» из виду почти на год. Сбой произошел из-за того, что на каком-то этапе пациент обратился в частное учреждение, а потом перестал там наблюдаться.
Администрация Городского консультативно-диагностического центра подтвердила, что автоматического обмена информацией с частными учреждениями нет и в маршрутизацию онкологических пациентов они не входят.
При этом возможность «потеряться» есть и в государственной системе, особенно при переходах между звеньями. Реестр онкобольных существует, однако информации о перемещениях пациентов там нет. Предполагается, что человек, получив направление, дойдет до учреждения. Но если по каким-то причинам он этого не сделал, фактически он пропадает из поля зрения. Корректировать подобные «узкие места» можно только в ручном режиме – созваниваясь с учреждениями и сверяя данные.
«Мне кажется, информационная составляющая новой системы борьбы с онкологическими заболеваниями очень важна, - считает Светлана Агапитова. – Маршрутизация, специализированные центры, оборудование – все это замечательно, но нельзя терять пациента из виду. Полная и актуальная информация о нем должна быть доступна во всех звеньях и процесс этот нужно автоматизировать. «Ручной режим» – временная мера, поскольку велика возможность ошибки, а она может стоить пациенту жизни.
Что касается размещения диагностического центра в одном здании с районной поликлиникой, мне кажется, это не лучший вариант для пациентов. Я обсужу этот момент с главой района, наверняка есть какой-то вариант территориально разделить учреждения».
P.S. Рассказывая о Городском консультативно-диагностическом центре № 1, нельзя не вспомнить о трагедии, произошедшей здесь в начале года. Восемь человек погибли, после прохождения гастрографии с использованием контрастного вещества.
Сотрудники Центра очень глубоко переживают это несчастье. Сейчас идет следствие, причины произошедшего и количество пострадавших уточняется. Администрация учреждения принесла официальные извинения и произвела выплаты, предусмотренные внутренним положением – за ними обратились еще не все пострадавшие. Также Центр готов отвечать по всем судебным претензиям, после завершения расследования. Но, к сожалению, все уже случилось, и людей не вернуть…
«Будем трудом возвращать доверие пациентов», - говорят медики.
А еще, они просят пострадавших обращаться за разъяснениями в учреждение, так как в соцсетях и средствах массовой информации эта история освещалась очень однобоко…