Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Омбудсмен Александр Шишлов: о законодательных основах системы государственной правозащиты в Санкт-Петербурге

31 января 2020

31.01.2020

Сегодня в Государственном музее политической истории России состоялась конференция «25 лет работы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», в работе которой участвовал Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов.

Приветствие директора Государственного музея политической истории России Евгения Артемова. Справа от него - члены оргкомитета конференции Наталия Евдокимова и Леонид Романков.

Свои оценки достижений и проблем развития петербургского парламентаризма (от Ленсовета 21-го созыва до законодательной власти в ее нынешнем состоянии) представили на конференции депутаты Ленсовета 21-го созыва, Законодательного Собрания 1-6 созывов, политологи, социологи и общественные деятели. 

Выступление Юрия Кравцова, "Парламентаризм в Санкт-Петербурге. Начало"

Выступление Наталии Евдокимовой, "Мои депутатские университеты"

Выступление Александра Шишлова было посвящено роли парламентариев в создании и развитии системы государственной правозащиты. 

Омбудсмен поблагодарил организаторов конференции за приглашение, отметив, что рад видеть многих старых коллег по парламентской работе (Александр Шишлов был депутатом, членом президиума и малого Совета первого демократического Ленсовета).

Уполномоченный подчеркнул, что ценность сегодняшней конференции – и в возможности «человеческой встречи» бывших коллег, и в осмыслении недавней политической истории Санкт-Петербурга, которая не ограничивается историей Законодательного Собрания.

Выступление Александра Шишлова, "Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и развитие системы государственной правозащиты"

По оценкам Александра Шишлова, развитие современного парламентаризма и системы государственной правозащиты (создание первой комиссии по правам человека) было начато депутатами Ленсовета 21-го созыва (первого на территории страны органа представительной власти, где представители демократических сил имели абсолютное большинство – две трети из 400 мест).  

Одним из достижений Законодательного Собрания 1-го созыва омбудсмен назвал создание законодательных основ полноценного института государственной правозащиты (закон об Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге был принят одним из первых в Российской Федерации – в 1997 году): «Сегодня институт Уполномоченного – один из системных механизмов, способствующих реализации конституционных гарантий прав и свобод человека.  Это механизм служит интересам всех людей, независимо от их политических взглядов, их социального статуса, их профессиональных интересов».

Александр Шишлов отметил, что за прошедшее время в петербургский закон об Уполномоченном около 20 раз вносились поправки, но сформулированные в нем основные задачи сохранились практически в неизменном виде, они только были дополнены пунктом о правовом просвещении по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты (в рамках работы по правовому просвещению омбудсмен ежегодно проводит конкурс студенческих работ «Права человека», итоги которого подводятся в музее политической истории).

В неизменном виде осталось и главное положение закона: «В компетенцию Уполномоченного входит защита фундаментальных гражданских и политических прав человека, определенных в статьях 2-21 Всеобщей декларации прав человека, а также иных прав человека в случае их систематического или массового нарушения на территории Санкт-Петербурга».

Выделение именно гражданских и политических прав омбудсмен назвал принципиально важным, так как именно они «создают основу для реализации всего многообразия прав человека» (таких законодательных ориентиров, заданных петербургскими парламентариями, нет в других региональных законах об уполномоченных по правам человека):

 «Разумеется, приоритетность фундаментальных прав не означает игнорирования иных прав – мы с коллегами занимаемся всеми правозащитными проблемами, с которыми к нам приходят люди. Но это положение петербургского закона помогает нам, охраняет институт Уполномоченного от превращения в бюро жалоб по бытовым вопросам».


Из положительных изменений, внесенных в петербургский закон об Уполномоченном изменений, Александр Шишлов выделил поправки 2000 года, обеспечивающие в соответствии с Парижскими принципами независимость омбудсмена (в первоначальном варианте – Уполномоченный входил в структуру Законодательного Собрания).

Он также напомнил, что практическое становление петербургского института государственной правозащиты «складывалось непросто» (десять лет после принятия закона не удавалось избрать Уполномоченного, предшественники Александра Шишлова – Игорь Михайлов и Алексей Козырев – занимали эту должность менее половины пятилетнего срока).

Ошибочным, по мнению омбудсмена, решением Законодательного Собрания стало лишение Уполномоченного в 2009 году права законодательной инициативы:

«Вопрос не в том, что сегодня Уполномоченный не может выступать с законодательной инициативой. Я могу это сделать, передав законопроект субъектам права – депутатам. Но внесенное конкретным депутатом предложение неизбежно будет рассматриваться в контексте фракционной принадлежности его инициатора и политического процесса, а не в контексте внепартийной защиты прав человека. Поэтому, если говорить об актуальных задачах Законодательного Собрания в развитии системы государственной правозащиты, то одна из них – это возвращение Уполномоченному права законодательной инициативы».

В заключение Александр Шишлов отметил, что законодательство Санкт-Петербурга в сфере государственной правозащиты в целом – одно из наиболее развитых, поблагодарив за это городских парламентариев всех созывов. «Основные проблемы, сдерживающие формирование более эффективной системы, должны решаться на уровне федерального законодательства. Например, в части взаимодействия Уполномоченного с территориальными органами федеральных ведомств», – сказал омбудсмен.


Темы основных докладов конференции 

«25 лет работы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга»:

Ю.А. Кравцов, «Парламентаризм в Санкт-Петербурге. Начало»;

Л.П. Романков, «От первого до пятого. Изменения состава и законодательной активности депутатского корпуса»;

А.А. Ливеровский, «Деформация основного закона Санкт-Петербурга»;

Н.Л. Евдокимова, «Мои депутатские университеты»;

А.В. Шишлов, «Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и развитие системы государственной правозащиты»;

М.А. Амосов, «Региональный парламент и политические партии»;

А.А. Ковалев, «Роль Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в правовом регулировании сферы культурного наследия»;

М.Л. Резник, «Парламент Петербурга вчера, сегодня, завтра, с точки зрения действующего депутата».

Выступление Алексея Ливеровского, "Деформация основного закона Петербурга"


 


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00