Нередко газетные развороты пестрят объявлениями типа: «В фирму (офис) требуются работники от 25 до 40 лет, владеющие персональным компьютером, без вредных привычек, имеющие опыт работы по специальности, обладающие хорошими коммуникативными навыками…». Как правило, организации, размещающие такие объявления, «не жалуют» женщин детородного возраста, выпускников вузов (молодых специалистов), наконец, лиц вполне трудоспособного возраста (от 40 до 60 лет), не говоря уже о пенсионерах и инвалидах.
Ищущий работу человек от 40 и старше (или сразу после ВУЗа) нередко попадает в тупик, ознакомившись с таким и требованиями работодателя. Бывает, и нередко – его устраивает и график работы, и система оплаты, и размер премиальных, и близость к месту жительства, наконец, что должно быть важно, в первую очередь, для самого работодателя – работоспособности и отдачи у соискателя рабочей вакансии хоть отбавляй, но… Тот или иной ценз (обычно, половозрастной) становится непреодолимым препятствием в выборе подходящего тебе места работы. И поиск продолжается, иногда надолго.
Не наша задача – выяснять, почему работодатель устанавливает эти цензы (здесь его логика как раз понятна). Однако посмотрим – а так ли безобидны пресловутые объявления и отказы в приеме на работу в плане соблюдения прав человека?
Выясняется, что, размещая подобные объявления, работодатель допускает грубые нарушения прав человека.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37).
Воспроизводя соответствующие положения нормативных документов Международной организации труда (МОТ), а именно – ратифицированной СССР в 1961 году Конвенции № 111 от 15.06.1960 «О дискриминации в области труда и занятий», законодатель в Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 64) говорит о запрете необоснованного отказа в заключении трудового договора, то есть о незаконном установлении при приеме на работу таких ограничений, которые не связаны с деловыми качествами работника: пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства, отношение к религии, политические убеждения, принадлежность (непринадлежность) к общественным объединениям, а также другие соответствующие обстоятельства.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей: за такое нарушение даже предусмотрена уголовная ответственность (статья 145 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Иногда можно встретить такие «объяснения»: работодатель размещает объявления, исходя из собственной потребности в определенных категориях работников, или с учетом характера работы по вакантной должности.
Однако здесь требуется четко разграничить два момента: в одном случае ценз при наборе работников устанавливается с учетом специфики требований к работе, обусловленных ее характером. Здесь никаких претензий к работодателю быть не может, никакой дискриминации. Так, труд женщин и несовершеннолетних лиц должен быть исключен на работах, предусматривающих соответствующие нагрузки и профессиональные вредности.
В силу статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации «не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите».
А вот отказ фирмы молодой выпускнице ВУЗа в трудоустройстве потому, что «нам нужны люди с опытом работы» или просто потому, что «Вы нам не подходите», является дискриминацией, то есть ущемлением прав граждан при приеме на работу.
Другое дело, что работодатель, как правило, не выдает претенденту письменный отказ в приеме на работу. Следует учитывать, что тяжба с работодателем, к которому претендент еще только собирается устроиться на работу, как правило, не вызовет энтузиазма у потенциального работника – ведь он хорошо понимает, какое отношение у работодателя к нему может сложиться со всеми вытекающими отсюда последствиями, если работник все-таки будет принят на работу.
Поэтому такого рода обжалования малоперспективны. Однако предположим, что гражданин настаивает на том, что отказ в приеме на работу незаконен и собирается устроиться на работу именно к данному работодателю. Что можно посоветовать?
В этом случае можно подать письменное заявление с просьбой о приеме на работу. Работодатель, если это коммерческая или некоммерческая организация, строго говоря, не обязан рассматривать его – ведь положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о месячном сроке рассмотрения обращения распространяются лишь на государственные органы и органы местного самоуправления, а также их должностных лиц. Однако если такой ответ дан, то его можно оспорить в суде или обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда в Санкт-Петербурге.
В силу прямого указания части 4 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации в заявлении в суд лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе требовать восстановления нарушенных прав, возмещения материального и компенсации морального вреда.