Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Пенсия МВД должна выплачиваться независимо от наличия регистрации по месту жительства

17 июля 2023

Так нередко бывает, что, помогая конкретному человеку, петербургский уполномоченный Светлана Агапитова устраняет еще и системную правозащитную проблему. То есть не только добивается восстановления прав одного (что само по себе немало), но и защищает права многих (неопределенного круга лиц, если использовать юридическую терминологию). Очередная такая маленькая-большая победа Уполномоченного была одержана, благодаря разбирательству по жалобе пенсионера МВД. Петербуржцу перестали платить ведомственную пенсию за выслугу лет, потому что он снялся с учета по месту жительства и больше нигде не зарегистрировался. Светлана Агапитова сочла это нарушением конституционного права на пенсионное обеспечение. А руководство ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сначала с ней не согласилось. Их спор длился девять месяцев. И в результате родилась истина, вернее, победил здравый смысл.

Лишили пенсии на основании решения суда об утрате права пользования жилым помещением

Михаил Александрович Ш. с декабря 2013 года получал пенсию МВД за выслугу лет (в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах
по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»). С сентября прошлого года выплаты почему-то прекратились, и он обратился за разъяснениями в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД. Михаилу ответили, что приостановили пенсионные начисления, получив сведения о том, что он снят с регистрационного учета по месту жительства (на основании судебного решения об утрате права пользования жилым помещением). Для возобновления выплат должностные лица Центра потребовали от него предоставить данные о регистрации по месту жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга либо Ленинградской области.

«Чего вдруг решение суда о признании меня утратившим право пользования жильем стало причиной лишения меня пенсии за службу в органах внутренних дел? – возмутился Михаил и обратился с просьбой о помощи в восстановлении своего права на пенсионное обеспечение к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой. – Теперь еще ультиматум мне поставили с требованием регистрации. Ну нет у меня ее сейчас нигде, ни по месту жительства, ни по месту пребывания, а теперь нет и честно заработанной пенсии!»

Уполномоченный и ее сотрудники затруднились с ответом на сакраментальный вопрос Михаила: «Чего вдруг?» Никаких законных оснований для приостановки выплаты ему пенсии государственные правозащитники не увидели. Более того, ультимативное требование предоставить сведения о регистрации, иначе пенсионные выплаты не будут возобновлены, юристы аппарата Уполномоченного также сочли неправомерными.

Потому что в части 9 статьи 56 Закона № 4468-1 установлено, что при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства (пребывания) на территории Российской Федерации пенсия ему должна выплачиваться на основании пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства (пребывания). Аналогичным образом решен вопрос с получением гражданами без регистрации страховой пенсии. Она выплачивается Социальным фондом на основании заявления пенсионера с указанием места фактического проживания (пункт 5 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Светлана Агапитова обратилась в защиту права Михаила на пенсионное обеспечения к начальнику ГУ МВД Роману Плугину и попросила провести проверку правомерности действий сотрудников Центра пенсионного обслуживания.

«Оснований выплачивать пенсию нет»

Ответ из ГУ МВД за подписью начальника тыла Алексея Поддубного Уполномоченного, мягко говоря, разочаровал. В нем странным образом трактовались положения части 9 статьи 56 Закона № 4468-1. В Центре пенсионного обеспечения главка настаивали, что они не могут распространяться на Михаила, так как он «на новое место жительства или пребывания в пределах территории РФ не переезжал, регион назначения пенсии не покидал», и поэтому «выплачивать ему пенсию на основании пенсионного дела и личного заявления оснований нет».

Дополнительно сообщалось, что за отсутствие регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге предусмотрена административная ответственность – штраф от трех до пяти тысяч рублей для физических лиц.

Уполномоченный была вынуждена вновь обратиться к руководству ГУ МВД, приложив свою правовую позицию, обосновывающую ошибочность правоприменения Центром пенсионного обеспечения части 9 статьи 56 Закона № 4468-1.

За что ни возьмется - уж конца добьется

Светлана Агапитова, в частности, напомнила позицию Конституционного Суда, согласно которой сам по себе факт регистрации (или отсутствие таковой) не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. В том смысле, в каком это не противоречит Конституции, регистрация по месту жительства (пребывания) является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим, где человек находится по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда от 15.01.1998 № 2-П, от 02.02.1998 № 4-П, определения от 04.03.2004 № 146-О, от 26.11.2018 № 3083-О).

Однако должностных лиц Центра пенсионного обеспечения ГУ МВД правовая позиция Уполномоченного, подкрепленная ссылками на Конституцию и разъяснениями Конституционного суда, по-прежнему не убеждала. Теперь, правда, они утверждали, что руководствуются требованиями неких локальных нормативных правовых актов МВД, предусматривающих «обязательное требование о наличии регистрации для получения пенсии за выслугу лет».

Эти ведомственный акты, которые для руководства Центра, судя по всему, были выше по юридической силе Основного закона страны, Уполномоченному не предоставили. В открытом доступе они также отсутствовали. Поэтому дать оценку правильности применения Центром содержащихся в них норм не представилось возможным. И Светлана Агапитова снова написала Роману Плугину.

«Принцип предоставления пенсий только по месту регистрации является неактуальным, давно утратил первоначальный смысл и влечет нарушение конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, - говорилось в обращении Уполномоченного. - Прошу Вас в рамках компетенции направить обращение в МВД России о внесении в локальные нормативные правовые акты изменений, направленных на защиту прав лиц, не имеющих регистрации по месту жительства (пребывания), на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ № 4468-1».

Просьбу Светланы Агапитовой начальник ГУ МВД выполнил. И наконец-то настойчивость Уполномоченного и здравый смысл победили. Из Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России были получены разъяснения, что граждане без регистрации имеют право получать ведомственную пенсию за выслугу лет на основании пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства (пребывания). Что, собственно, прямо указано в части 9 статьи 56 Закона № 4468-1.

Начальник Центра пенсионного обеспечения ГУ МВД Валентина Сидорова сообщила Уполномоченному, что Михаилу Александровичу Ш. продлили выплату пенсии пожизненно и начислили образовавшуюся задолженность.

«Осталось неизвестно только, какими секретными локальными актами руководствовались в Центре до получения разъяснений ФЭД МВД, - прокомментировала этот ответ Светлана Агапитова. – Но главное, что с нашей помощью там узнали, что пенсия МВД должна выплачиваться независимо от наличия регистрации по месту жительства».


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00