04.09.2020
3 сентября Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов провел в Следственном изоляторе № 1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области прием содержащихся, от которых к нему поступили жалобы и просьбы о личной встрече. В приеме также участвовали представители прокуратуры Санкт-Петербурга – заместитель прокурора города Дмитрий Харченков и старший помощник прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Андрей Федоров. Уголовно-исполнительную систему представляли помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в УИС Елена Кузнецова, врио начальника СИЗО-1 Алексей Ткаченко и главный врач СИЗО-1 Юрий Янчук.
Большинство жалоб касалось длительных сроков ведения следственных действий, неудовлетворительной работы адвокатов по назначению, недопуска публики (в т.ч. родственников) на открытое судебное разбирательство. Всем заявителям была оказана правовая помощь. Вопросы, связанные с необеспечением гласности суда, взял под личный контроль Александр Шишлов (представитель Уполномоченного будет направлен на ближайшее заседание по делу), с ходом следствия – Дмитрий Харченков.
Жалоб на условия содержания во время приема не поступило. Полученная Уполномоченным накануне просьба о предоставлении подследственному диетического питания (назначение лечащего врача) на момент встречи с заявителем была удовлетворена.
Жалобы на сложности с медицинским обследованием и получением лекарств от родственников были урегулированы при участии Юрия Янчука. Он, в частности, разъяснил, что в следственный изолятор можно передавать рекомендованные врачом лекарственные препараты. Заявителя, пожаловавшегося на недомогание и опасающегося, что у него коронавирус, сразу после приема осмотрел врач.
Отдельно Александр Шишлов обсудил с представителями УФСИН проблемы с доставкой обращений заключенных к Уполномоченному в установленный законодательством однодневный срок.
С января 2020 года омбудсмен получил 194 обращения из СИЗО-1 (из них в срок – 6 обращений, в течение 3 суток – 17 обращений, в течение 10 суток – 115, свыше 15 суток – 20, свыше 30 суток – 7). Посредством электронного сервиса «ФСИН-письмо» было направлено всего одно обращение, несмотря на то, что плата за письма к Уполномоченному не взимается.
В мае 2020 года этот вопрос поднимался на
совместном онлайн-приеме омбудсмена и начальника УФСИН Игоря Потапенко. Была достигнута договоренность о дополнительном информировании заключенных о возможностях бесплатного использования сервиса «ФСИН-письмо» для обращений к Уполномоченному (в т.ч. размещения на информационных стендах с контактами омбудсмена, которые есть в каждом учреждении УФСИН). Однако вопросы, связанные с отсутствием электронных жалоб, как и со значительной задержкой направления рукописных, по-прежнему сохраняют актуальность.