Уполномоченный по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова в режиме видеоконференции пообщалась с московской и северо-западной командами действующего при Роскомнадзоре Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде. Обсуждались направления совместной работы по защите персональных данных от утечки.
От Центра правовой помощи в совещании участвовали начальник мониторинга и анализа Жанна Николаева, начальник отдела правового обеспечения Николай Веселихин и эксперт Александр Слуднев. Северо-западное подразделение представляли Михаил Ковалев и Максим Зуев.
Центр был создан в конце 2021 года. Основная задача его специалистов - бесплатно помогать в судах отстаивать права и интересы людей в случаях незаконных действий с использованием их персональных данных. Сотрудники Центра, в частности, занимаются бесплатной подготовкой исковых заявлений и представлением интересов потерпевших в судебных инстанциях, а также юридическим консультированием и помощью в составлении заявлений в правоохранительные органы (например, в случаях, когда утечка данных привела к мошенническим действиям).
По информации, представленной на видеоконференции Жанной Николаевой, в минувшем году Центру удалось помочь более двум тысячам заявителям и наладить сотрудничество с 137 партнерами, прежде всего – региональными уполномоченными по правам человека.
Светлана Агапитова напомнила, что она подписала соглашение о сотрудничестве с Главным радиочастотным центром (ГРЦ), в структуру которого входит Центр правовой помощи, в конце прошлого мая. За это время аппарат Уполномоченного передал его северо-западному подразделению три дела, непосредственно относящихся к его компетенции. Остальные многочисленные жалобы омбудсмену, изначально связанные с утечкой номеров телефонов и имен, относятся к компетенции правоохранительных органов, т.к. имеют признаки мошенничества. Специалисты аппарата Уполномоченного сами маршрутизируют пострадавших, потому что ни они, ни юристы Центра правовой помощи не вправе каким-либо образом влиять на расследование подобных преступлений.
«Судя по жалобам на телефонных мошенников, якобы на «службы безопасности банков» и разнообразных «правоохранителей» в наш адрес, количество потерпевших растет, - с сожалением отметила Светлана Агапитова. - Причем в ловушку попадают не только пожилые, но и довольно молодые грамотные люди. Например, к нам обращалась девушка 27 лет с высшим юридическим образованием, которая перевела на счет мошенников 4,5 млн рублей. Другая обратившаяся – главный бухгалтер одной из государственных структур также доверилась мошенникам и лишилась 1,6 млн рублей».
Уполномоченный также вспомнила про ситуацию, произошедшую в 2021 году, к разрешению которой нужно было бы привлечь юристов Центра, но тогда такой правозащитной структуры еще не было. К счастью, на сторону пострадавшего встал суд.
Слесарь одного из петербургских предприятий пожаловался Уполномоченному, что кто-то воспользовался его персональными данными и зарегистрировал на него доменное имя. Затем был создан сайт, на котором размещалась информация
о мошеннических действиях со стороны инвестиционной компании. Эта компания впоследствии потребовала с заявителя 5 млн рублей в качестве компенсации
за понесенные репутационные потери. К счастью, суд вник в ситуацию и отказал
в удовлетворении иска.
Светлана Агапитова обратила внимание команды Центра, что еще очень немного жителей города знают о его существовании, тем более, о том, чем он может им помочь.
«Мы, со своей стороны, принимаем возможные меры для информирования граждан, в частности, разместили на нашем сайте сведения о деятельности группы правовой помощи в Санкт-Петербурге, рассказываем о ней заявителям и партнерам, - сказала Уполномоченный. – Но какое отношение Центр правовой помощи имеет к Главному радиочастотному центру, честно говоря, мы сами не очень понимаем. Его упоминание, по-моему, путает людей. Может быть, в информационных материалах сконцентрироваться именно на бесплатной правовой помощи пострадавшим от утечки персональных данных и лишний раз про радиочастоты не вспоминать?».
Представители Центра поблагодарили Уполномоченного за предложение, пояснив, что ГРЦ – единственное государственное унитарное предприятие, которое находится в ведении Роскомнадзора и занимается коммерческой деятельностью, на доходы от которой как раз и оказывается бесплатная юридическая помощь. А в части защиты персональных данных ГРЦ выполняет государственные функции Роскомнадзора.
В заключении участники конференции договорились о совместной работе. И сразу после окончания встречи Светлана Агапитова получила заявление, как раз для совместной работы с петербургским подразделением центра. Одинокая пенсионерка и инвалид пожаловалась, что один из крупнейших банков пытается взыскать с нее 200 тыс. рублей за задолженность по кредиту, который она не брала. И в банке этом счет не открывала. Специалисты аппарата передали материалы Михаилу Ковалеву и вместе работают над подготовкой искового заявления пенсионерки. Так что продолжение следует…
Как обратиться в Группу правовой помощи гражданам в цифровой среде:
График работы
Понедельник – Четверг: с 8-30 до 17-30
Пятница: с 8-30 до 16-15
Почтовый адрес: ул. Галерная, д. 24, г. Санкт-Петербург, 190098
«Горячая линия»: +7 (812) 318-24-62
Ранее по теме:
На защиту персональных данных вместе с Главным радиочастотным центром