«Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что у тебя болят не все зубы», - писал Чехов. Пенсионерка Анна Дмитриевна*, которая уже не первый год откладывает визит к стоматологу-ортопеду из-за сложных финансовых обстоятельств, с Антоном Павловичем полностью согласна.
«Мои зубы в силу возраста в очень плохом состоянии. Нужно срочно менять мосты, но цены пугают. Мне столько не накопить…», - написала Анна Дмитриевна Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой, пожаловавшись, что самостоятельно не смогла реализовать свое право на бесплатное зубопротезирование.
В городе один раз в пять лет эту услугу, а также ремонт протезов за государственный счет могут получить ветераны, инвалиды, пенсионеры, почётные доноры и другие категории граждан, чей доход меньше двух прожиточных минимумов на душу населения.
Анна Дмитриевна так называемым требованиям нуждаемости соответствовала и как пенсионерка, и как инвалид, и как малоимущая. Однако с направлением в стоматологическую поликлинику возникли затруднения.
Через отделение МФЦ петербурженка обратилась в районную администрацию с соответствующим заявлением, но ответа (решение должно быть принято в течение 10-ти дней), так и не дождалась. Спустя два месяца она лично наведалась в отдел социальной защиты района, где получила следующий ответ: «Мне сказали, что по критериям для этой социальной помощи я подхожу, но денег нет. Когда появятся, сообщат».
Прошло еще несколько месяцев… Анна Дмитриевна терпеливо ждала, пока зубная боль не заставила действовать. Она попросила соседку набрать заявление на имя Уполномоченного по правам человека на компьютере и отправить в электронном виде, чтоб побыстрее.
«Я понимаю, что сейчас сложное время, но очень прошу Вас помочь мне», - было написано в обращении Анны Дмитриевны к Светлане Агапитовой.
После вмешательства Уполномоченного выяснилось, что заявление Анны Дмитриевны было «решено положительно» еще летом, но в стоматологической поликлинике, к которой она прикреплена по месту жительства, лимит средств на зубопротезирование за бюджетный счет действительно исчерпан.
Комментарий Светланы Агапитовой:
«Почему пожилой женщине тогда же не объяснили, что она может выбрать другую поликлинику из перечня медицинских организаций, оказывающих льготным категориям граждан услуги по бесплатному зубопротезированию, ту, где средства не исчерпаны?.. Получила она соответствующие разъяснения через четыре месяца! Причем для этого пришлось привлекать меня, а мне – главу района.
К счастью, ситуация успешно разрешилась. Анне Дмитриевне помогли выбрать стоматологическую клинику, где ей могут оказать помощь в ближайшее время, и наконец-то выдали туда направление.
Кстати, не все знают, что и у направления, и у самой услуги по зубопротезированию есть определенные сроки, в которые нужно уложиться. Направление предъявляется в поликлинику не позднее месяца после выдачи. А изготовить и установить протезы должны в течение полугода. Бывали случаи, когда пожилые люди, особенно инвалиды, в силу других заболеваний эти сроки пропускали. Даже если причина уважительная, процесс оформления документов придется начинать сначала. А, судя по жалобе Анны Дмитриевны, он может затянуться».
*Имя изменено.
**Глава 17 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»