В практике Уполномоченного по правам человека в Петербурге нередко возникают ситуации, когда приходится организовывать и координировать взаимодействие граждан и различных общественных объединений с государственными учреждениями. В результате такого сотрудничества, которое без посредничества Светланы Агапитовой и ее представителей вряд ли бы даже началось, удается защитить права, а, бывает, что и спасти жизни конкретных людей. Рассказываем про очередные наши правозащитные логистику и маршрутизацию.
В феврале прошлого года сотрудницы отдела адресной помощи аппарата Уполномоченного помогали жильцам одного из домов на улице Турку спасать (в буквальном смысле) парализованную девушку Дашу, которая
несколько дней жила на их лестничной площадке. Причем жила не одна, а со своим безработным спутником по имени Сергей. Образно выражаясь, его тоже можно было назвать парализованным (от обрушившихся на пару потрясений и невзгод). Компанию этим несчастным составляли худющий русский спаниель Гриша и напуганная кошка Алиса.
Поселились Даша, Сергей и их питомцы в подъезде после того, как новые хозяева выставили их из съемной квартиры. Денег на новое жилье не было, вот и остались на лестничной площадке. До этого они пережили тяжелый разрыв с родственниками Даши, лишение ее жилья и автомобильную аварию, в результате которой девушка оказалась прикована к кровати, а Сергей винил себя в случившемся. С документами тоже все было запущено – паспорт Даши просрочен, инвалидность не оформлена.
Неравнодушные соседи, милосердно помогавшие Даше, Сергею, Грише и Алисе с едой и лекарствами, объединились и начали искать выход из этой критической ситуации – обращались в различные инстанции, но действенную поддержку получили только в аппарате Уполномоченного.
Светлана Агапитова привлекла Мальтийскую службу помощи, сестры которой приютили и людей, и животных, назвав всю компанию «Ноевым ковчегом в миниатюре». Уже в приюте стало ясно, что Даша в очень тяжелом состоянии, у нее опасные пролежни.
Тогда сотрудники аппарата Уполномоченного занялись устройством девушки в стационар. На просьбу правозащитников откликнулась Максимилиановская больница. Там же пообещали помочь и с оформлением документов – помимо нового паспорта нужно было провести обследования и собрать все необходимое для медико-социальной экспертизы по установлению инвалидности. Что и было сделано.
За четыре месяца Дашу подлечили, насколько это было возможно в ее состоянии, обеспечили правильный уход. На страшное заключение врачей «реабилитационного потенциала нет» 21-летняя девушка отреагировала стойко. Она получила первую группу инвалидности и, соответственно, пенсию, а также возможность воспользоваться всеми положенными по закону видами государственной поддержки.
Спаниеля и кошку забрал отец Даши. И у сотрудниц аппарата Уполномоченного возникла надежда, что родственники помирятся, семья поддержит парализованную девушку. Надежда эта, к сожалению, не оправдалась. Во всяком случае, пока.
У отца Даши новая семья. Мама умерла, когда девушке было 16. Их квартиру отец продал. Даша была с рождения зарегистрирована и жила в квартире бабушки и деда по материнской линии. Недавно бабушки тоже не стало, а дедушка оказался единственным наследником жилья (по завещанию) и снова собирается жениться.
Он же сообщил сотруднице аппарата Уполномоченного и подтвердил местному участковому в ходе опроса, что Дашу в квартиру не пустит.
Тогда
Светлана Агапитова обратилась за помощью в администрацию Красногвардейского района (по месту регистрации Даши). Правозащитница попросила главу администрации рассмотреть возможность признания парализованной девушки нуждающейся в специальной социальной защите и обеспечения ее жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договору безвозмездного пользования.
В районе на просьбу Уполномоченного по правам человека отреагировали оперативно и положительно. Жилищная комиссия предложила Даше для вселения отдельную квартиру на Новочеркасском проспекте, и она с радостью согласилась.
Сергей за несколько месяцев пока Даша была в больнице тоже пришел в себя, устроился на работу таксистом.
«Надеюсь, злоключения этой пары наконец-то закончились, и теперь у них все будет хорошо, - комментирует ситуацию Светлана Агапитова. – Осталось только заключить договор с районным центром социального обслуживания, разработать для Даши индивидуальную программу и, конечно, забрать спаниеля Гришу и кошку Алису. На новоселье нас Даша уже пригласила».
Ранее по теме:
Ноев ковчег в миниатюре