Уполномоченный по правам человека посетила Психоневрологический интернат № 3 (ПНИ), расположенный в Петродворце. Визит носил ознакомительный характер. Светлана Агапитова осмотрела учреждение, пообщалась с его обитателями и сотрудниками, а также обсудила с директором Теймуразом Чеминавой перспективы разукрупнения психоневрологических интернатов.
На сегодняшний день в ПНИ №3 на 13-ти отделениях проживают около 1100 человек и работает 643 сотрудника. Однако, по новым нормативам, введенным в этом году штат должен быть больше почти в два раза. Уполномоченный по правам человека поинтересовалась мнением директора интерната относительно перспектив разукрупнения учреждений этого типа. Теймураз Чеминава считает, что для нормальной работы численность подопечных не должна превышать 300 – 350 человек. Но к любым переменам надо относится осторожно, поскольку эта категория людей очень чувствительно относится к любым переменам обстановки. Даже когда при появлении возможности расселяют 6-местные комнаты на проживание по 2-3 человека, это нередко встречает сопротивление и недовольство.
В планах ПНИ № 3 – развитие своей базы в Псковской области. Там находится структурное подразделение интерната – Социальный центр реабилитации и интеграции инвалидов, где оборудуются квартиры для самостоятельного проживания. По мнению Теймураза Чеминавы, подобная форма – лучший вариант. С одной стороны, люди развивают и совершенствуют бытовые навыки и могут быть автономны, с другой – всегда рядом специалисты, которые окажут помощь и поддержку в социальной сфере. Очень высоко директор интерната оценил значение помощи волонтеров, в частности организации «Перспективы», которая работает на территории ПНИ № 3.
Из всех подопечных интерната лишь треть является юридически дееспособными и находятся здесь по медицинским показаниям. Но специалисты говорят, что и этот статус не говорит о самостоятельности в привычном бытовом понимании. Формально эти граждане могут работать, однако фактически трудоустроены не более 30 человек. Это дворники, уборщики, санитары, хозяйственные рабочие или в самом интернате, или в окрестных учреждениях. Через службу занятости эти кадры практически не востребованы.
Те подопечные, которые не могут заключать трудовые договоры, все же имеют возможность приносить пользу себе и обществу, работая в мастерских. Они собирают ручки, делают бахилы, плетут корзины. Подобная деятельность не только развивает моторику, но и приносит материальное вознаграждение. Любители чистого искусства и штучного творчества могут заняться изготовлением различных дизайнерских украшений, в том числе и новогодних, или сделать что-то более серьезное в столярной мастерской. Те, кому ближе живая природа погружаются в мир цветов и растений. Кстати, в интернате есть даже небольшая плантация клубники, дающая урожай круглый год.
Когда Светлана Агапитова знакомилась с работой мастерских, молодой человек, увлеченно занятый изготовлением фюзеляжа самолета, вдруг отвлекся от своей поделки и с удивлением сказал: «Ой, а я вас знаю, вы же Светлана Агапитова! Когда я учился в Садово-Архитектурном Колледже, мы ездили на каникулы в Анапу, а вы к нам приезжали посмотреть, как мы отдыхаем». Действительно объезды детских лагерей в бытность Светланы Агапитовой Уполномоченным по правам ребенка, проходили регулярно. Молодой человек рассказал о том, как попал в интернат, о своей жизни здесь. Претензий не высказал, очень хвалил питание и делился планами поработать на озеленении территории интерната.
Также омбудсмен пообщалась с некоторыми подопечными, которые захотели рассказать ей о своих проблемах частного характера.
Уполномоченный по правам человека осмотрела несколько отделений, познакомилась с условиями проживания и организацией досуга. В большинстве зон отдыха уже проходили праздничные мероприятия. Побывала Светлана Агапитова и на 1-м отделении, где находятся граждане, ранее судимые и неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности.
В здании интерната работает магазин, в котором любой желающий может приобрести продукты питания и товары первой необходимости. Те, кто имеет гаджеты, могут воспользоваться зоной «вай-фай».
Серьезных нареканий Уполномоченного бытовые условия не вызвали. И все же Светлана Агапитова обратила внимание руководства на трубы около радиаторов отопления, которые небезопасно торчат, и было бы правильнее закрыть их защитными панелями. В душевой комнате на первом этаже омбудсмен заметила, что для соблюдения приватности окна все-же должны быть заклеены, хотя бы до половины. К слову сказать, это замечание устранили практически сразу.